Расти большая, жужелица ребристая

Дата добавления: 02.11.2019, 11:32:00

 

«В поле и жук – мясо»

 

(Пословица)

 

Жужелица ребристая (Carabus canaliculatus)

(оз. Байкал, Большие Коты, 2013 г.)

Насекомыми, паукообразными и другими беспозвоночными животными я увлёкся ещё в глубоком детстве. Когда мне было пять лет, мама подарила мне книгу польского энтомолога В.Я. Станека «Иллюстрированная энциклопедия насекомых». Это весьма увесистое издание было обёрнуто в красивую глянцевую обложку с изображением яркой тропической златки. Открывая её, я словно попадал в сказочный мир совершенно необычных, словно инопланетных существ, у которых есть удлинённые усы-антенны, крылышки и три пары ног. С живым интересом и упоением я просматривал иллюстрации с изображением тараканов, богомолов, жуков, бабочек и других насекомых и с нетерпением ждал, когда наконец-то растает снег и можно будет, вооружившись сачком и банкой, отправиться на просеку в лес, на речку или на заброшенный соседский участок, для того чтобы приступить к поиску и отлову разной мелкой живности, которая в изобилии там водилась.

Однажды летом мне в руки попала заметка из газеты, заголовок которой звучал примерно так: «Семья содержит дома жука-гиганта». Заметка сопровождалась чёрно-белой фотографией, где был запечатлён ребёнок, выгуливающий на верёвочке огромного жука. В сопровождающем тексте было сказано, что семья подобрала жука в лесу, когда он был ещё маленьким, и в результате постоянной заботы и любви со стороны хозяев он дорос до огромных размеров.

Тогда я не знал, что насекомому нужно пройти ряд жизненных стадий, для того чтобы стать взрослым. Для насекомых с неполным превращением всего две стадии: яйцо и личинку (или, правильнее сказать, нимфу), которая внешне является уменьшенной копией взрослого насекомого – имаго. А для насекомых с полным превращением – три стадии, где к яйцу и личинке, кстати, совершенно не похожей на имаго, добавляется ещё и куколка. Тогда с детской наивностью я поверил в написанное, и мне в голову пришла мысль:

«А что если отыскать жука и таким же образом попробовать его вырастить до гигантских размеров!».

Как сейчас помню, был пасмурный тёплый вечер. На заброшенном соседнем участке я переворачивал камни и различный строительный мусор в надежде отыскать крупных жуков-жужелиц рода Carabus, которых нередко доводилось здесь наблюдать. Под кустом карликовой берёзки замечаю присыпанную листьями доску. Осторожно подхожу и переворачиваю её в надежде отыскать там заветное насекомое.

И удача улыбается мне – здесь, плотно прижавшись к земле, затаилась крупная жужелица.

Оказавшись на виду, насекомое забеспокоилось, замелькали длинные чёрные, словно лакированные, ноги – жук бросился наутёк. Но от меня так просто не сбежишь! Захватываю жука большим и указательным пальцами с боков и помещаю его в стеклянную банку. В тот момент, когда мои пальцы сомкнулись на теле жужелицы, она, двигая мощными челюстями и длинными щупиками, выпустила изо рта каплю пахнущей защитной жидкости цвета йода. Оказавшись в банке, жук начал бегать по кругу, словно по арене цирка, пытался забраться на гладкую стенку банки.

На следующий день я пересадил жужелицу в более просторную ёмкость, на дно которой положил подстилку из земли и мха, разместил несколько веточек. Эксперимент по получению жука-исполина начался.

В дом я банку-инсектарий заносить не стал. Она стояла в теньке на крыльце, и, когда мы приезжали на дачу, я сразу же бежал проверить, как себя чувствует моя подопечная.

Для того чтобы карабус рос, я давал ему гусениц и дождевых червей, которых он с жадностью поедал. Ел он много, и после каждого кормления и без того его округлое брюшко раздувалось и выглядывало наружу, из-под надкрыльев. Но, несмотря на все мои старания, жук не рос.

Однажды я вынул жука из банки и начал разглядывать его жёсткие, словно слитые друг с другом, надкрылья, каждое из которых было оснащено тремя высокими продольными рёбрами. Слегка повернув его, я заметил, что у вершин надкрыльев жука виднеется слабая сиреневая полоса, которую раньше наблюдать не доводилось.

– Не растёт мой жук, – говорил я маме, – зато у него появилась сиреневая полоска на спине! Видимо, из-за того, что хорошо его кормлю.

– Действительно, какая красивая полоска! А то, что он не растёт, так он, наверное, уже взрослый и больше не вырастет. Просто так заведено природой, мы ведь не в тропиках живём, у нас все насекомые маленькие.

Вскоре при очередной проверке садка я обнаружил карабуса мёртвым.

 

Сейчас, когда я вспоминаю те давнишние события начала 90-х годов, я понимаю, что содержал жужелицу ребристую (Carabus canaliculatus), распространённую на Полярном Урале, в Сибири от Алтая до Магаданской области, Приморья и Сахалина. Сиреневая полоса на надкрыльях появилась в результате игры света на микрорельефе панциря насекомого.  

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.