Домашний кружок: проложить пути и разложить ковры

Дата добавления: 07.02.2016, 00:00:00

Итак, осваиваем пространство. Пока на бумаге. Но когда-то все эти навыки пригодятся не только для решения больших инженерно-строительных задач, а для того чтобы, например, расставить мебель, красиво рассадить цветы на клумбе, да и просто по жизни.

Построить улицу

Эта игра помогает развивать тактическое мышление и осваиваться на координатной плоскости.

Ведется она на поле 6х6 – по сути, стандартной координатной плоскости. Игроки поочередно бросают две кости и ставят домики на выпавшие координаты. Причем, если выпало, к примеру, 3 и 4, то он сам выбирает, ставить ли ему на 3 по горизонтали и 4 по вертикали или наоборот. Если выпавшие места заняты, можно бросить еще раз.

Побеждает тот, кто первый построит из четырех домиков «улицу» – ряд по вертикали, горизонтали или диагонали.

\

Проложить путь к колодцу

Предложите детям решить топологические задачи про дома, дороги и колодцы:

— Есть два дома, около них есть три колодца. Можно ли протоптать тропинки от каждого дома к каждому колодцу так, чтобы они не пересекались?
— Четыре дома и два колодца?
— Три дома и три колодца?

Детям, избалованным стандартными заданиями, которые всегда имеют решения, может быть трудно смириться с тем, что задачи, которые они привыкли считать легкими (то есть где карандашом нужно путь в лабиринте провести, или соединить одинаковые предметы линиями и пр.) в данном случае не всегда имеют решение. Это вызывает здоровую озадаченность.

Соорудить мосты

«Мосты и острова» – это логическая головоломка, в которой нужно соединить острова вертикальными и горизонтальными линиями по определенным правилам:

— Числа в кружках-островах означают количество мостов у данного острова.
— Между любыми двумя островами не может быть более двух мостов.
— Мосты не могут пересекаться.
— Острова должны быть соединены так, чтобы с любого острова можно было попасть на любой другой.

Можно самим подготовить кучу заданий – от самых простых до самых сложных. А можно, если в играет несколько детей, вместе с детьми составлять задания.

1. Рисуем острова, учитывая правила игры.

2. Раскладываем мосты (спички или зубочистки).

3. Считаем, сколько мостов примыкают к каждому острову, и вписываем числа в кружки. На этом этапе часто возникают ошибки – считать нужно внимательно.

4. Убираем мосты – и вот готовая головоломка, которую можно предложить решить кому-то из других участников!

Таким образом можно сделать целую супермегаголоволомку и дать ее разгадать кому-то из взрослых.

Разложить ковры

«Головоломки короля Квадратуса» заключаются в том, что нужно на поле с числами «разложить» прямоугольные ковры так, чтобы размер ковра по количеству клеток совпадал с числом, на котором ковер лежит. Только прежде чем давать задание, разумеется, надо рассказать сказку про этого самого короля и моль или бал, которые заставили короля вынести ковры из залов. Мол, жил-был король, который любил геометрию и велел все залы своего дворца застелить прямоугольными коврами, а чтобы не было путаницы, под каждым записать его размер в клетках, да только это мало помогло, потому что после того как ковры вынесли на улицу, разложить их по местам оказалось не так-то просто. По правилам игры все ковры прямоугольные и ни один не должен лежать поверх другого.

Начинать можно с самых простых головоломок – 5х5, потом переходить к 6х6 и 7х7.

Удивительно, как дети спокойно сидят и решают что-то, когда им интересно!

Следующим этапом может быть самостоятельное создание таких головоломок. Делать их можно по-разному. Проще всего карандашом начертить ковры, потом в них расставить числа, потом сами ковры стереть. Но можно и мысленно «раскладывать» ковры, расставляя числа.

Ребята, кстати, могу сами добавить в головоломки коварства, рисуя «комнаты» с непрямоугольным общим контуром или «раскладывая» ковры с большими числами.


В общем, если родителям придется потом разгадывать эти головоломки, то придется помучиться! 

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.