Критическое мышление — как развивать?

Дата добавления: 23.09.2017, 00:00:00

4 простых совета для родителей
-----------------------------------------------

Развитие критического мышления — тема, которая набирает обороты, с ним связаны самые востребованные профессии будущего. Этому и была посвящена лекция Сергея Пархоменко на недавней конференции для педагогов. А для тех, у кого не было возможности её посетить — несколько рекомендаций от Сергея

***
Рано или поздно, в жизни каждого человека наступает момент, когда он сам должен принимать важные решения: с кем связывать свою судьбу, куда вкладывать деньги, какое направление карьеры выбрать. Взвешивать все варианты, искать и анализировать информацию, оценивать и сомневаться не учат в школе: тут всё просто – делай, что говорят и будет тебе счастье, поэтому формирование активного, критического мышления ребёнка – зона ответственности родителей.

Да и в детской жизни умение мыслить критически и независимо может не только помочь решить нестандартную математическую задачку, но и, к примеру, не попасть под влияние других детей, ввязавшихся в сомнительную забаву.

Помочь ребёнку развить критическое мышление можно и в ходе вполне повседневных дел, если подойти к вопросу творчески. Вот четыре полезные привычки любого родителя, который хочет научить ребёнка оценивать получаемую информацию, а не слепо верить услышанному, научить самостоятельно думать и принимать решения.

1. Не спешите сразу давать ответы на вопросы ребёнка.

Буквальный ответ на вопрос иногда может не иметь никакой ценности. Например, если на вопрос «почему небо голубое» вы ответите что-то в духе «оно голубое из-за квантовых эффектов в рэлеевском рассеянии вместе с недостатком приёмников фиолетового цвета в нашей сетчатке» — это научит вашему ребёнка только тому, что не стоит задавать вопросов, если не хочешь услышать нудное непонятное объяснение в ответ. Взрослые, кстати, вообще переоценивают значение объяснений, для развития мышления важнее стимулировать собственно процесс мышления.

Давайте по-другому, например «Хм, а почему тебя это заинтересовало?». А может быть так: «А ты думал о том, почему предметы вообще имеют цвет?». Или так: «А у тебя есть безумные идеи, почему оно может быть голубым?».

Если ребёнок выдвигает гипотезы, обобщает, ищет причины — он мыслит, мобилизует свой запас знаний, фантазирует, и это уже намного ценнее того ответа в лоб, который мы можем дать. А когда мы доберёмся до фактического ответа — увидите, насколько более внимательно он будет выслушан, насколько больше уточняющих вопросов он вызовет.

2. Ошибки — это весело!

В традиционном подходе к обучению и воспитанию считается, что слова родителей и учителей никогда не должны подвергаться сомнениям, мол, это подрывает авторитет взрослых. С идеей развития критического мышления это сочетается так себе, правда?

На практике ошибки — это замечательная возможность активизоровать мышление ребёнка, ведь ключевой компонент критического мышления — это умение находить несоответствия. Играем в лягушек с малышом? Скажите «гав» вместо «ква». Ребёнок спрашивает «Почему небо голубое?», иной раз можно ответить: «Почему голубое? Оно ведь красное!».

В процессе такой игры ребёнку от возмущений нужно будет перейти к поиску аргументов, доказательств и отстаиванию своей точки зрения, что, опять же, важнейший компонент процесса развития критического мышления.

Только помните — такие «ошибки» должны лежать в зоне комфорта для ребёнка и быть весёлыми для него, слишком взрослые розыгрыши скорее вызовут стресс и непонимание вашего поведения. В конце не забывайте хвалить детей за то, что они смогли заметить ошибку.

В работе с группой детей (да и взрослых) делать временами «ошибки» тоже может быть действенной практикой — это позволяет и лучше удерживать внимание, и поощрять самых активных, и вносить дополнительный элемент игры в занятие.

3. Спрашивайте и поддерживайте разговор.

Если быть внимательным, то можно ежедневно находить десятки тем для рассуждений с ребёнком. Например, когда моете руки перед едой, спросите: «Считается, что перед едой нужно мыть руки. Как думаешь, стоит ли это делать?». При этом бывает весело и полезно выступать «адвокатом дьявола»: ребёнок говорит «чтобы смыть грязь» — «так посмотри, нет же грязи?» или «ну и что, разве нам повредит капелька грязи?» или «ну мы же всё равно ложкой едим, а не руками!».

Такая дискуссия может быть вдвойне полезна: с одной стороны, как «клуб дебатов», а с другой — это возможность в активном режиме сформировать понимание ребёнка по сути вопроса, будь это мытьё рук или переход улицы на зелёный.

4. Играйте в подходящие настольные игры.

Существует множество игр — компанейских и настольных, в которых активно развивается критическое мышление. Игрокам тут приходится придумывать признаки и критерии для классификации, выдвигать и проверять гипотезы и делать правильный выбор. Вот несколько из них:

►«Да-Нетки» — классическая игра, в которой необходимо отгадать слово или воссоздать загаданную ситуацию, при этом водящий может отвечать на все вопросы игроков только «да» или «нет». При помощи вопросов постепенно сужается количество возможных вариантов ответа и можно выбрать верный, подходящий под все критерии.
►«Шляпа», «Активити», «Контакт» и другие игры, где игрок должен объяснять слова или фразы «окольными» путями. В игре нужно постоянно вспоминать факты о загаданном предмете (зачем он нужен, где живёт, из чего состоит) и придумывать разные формы для его описания.
►«Codenames» — настольная игра, в которой командам нужно как можно скорее найти своих тайных агентов среди выложенных карточек. В процессе игры участникам нужно объединять карточки по определённым признакам и методом исключения выбирать нужную карточку с верным агентом. 

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.