Как самооценка школьника связана с оценками по математике?

Дата добавления: 12.05.2018, 00:00:00

Многие уверены, что мир делится на математиков и гуманитариев: одним математика дается легко, а другие никак не могут с ней справиться из-за отсутствия способностей. А вот научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Юлия Кузьмина уверена — школьные оценки и результаты тестов по математике связаны не только со способностями, но и с мотивацей ребенка и его самооценкой в этой области.

Что такое STEM?
В английском яыке существует устойчивое выражение для обозначения таких областей – STEM (Science, Technology, Engineering, Math). И данные многочисленных исследований показывают, что рост числа специалистов в этих областях связан с научно-техническим и промышленным прогрессом в стране.

Несмотря на это, многие дети выбирают другие области для дальнейшего изучения. А специальности STEM не так востребованы, как могли бы быть. Поэтому исследователи пытаются понять, с чем могут быть связаны низкие результаты по математике и отказ от изучения в вузе или колледже точных и естественных наук, инженерии и технологий.

Пролить свет на эту область позволило исследование, посвященное анализу образовательных траекторий школьников. Оно помогло аккумулировать данные международных исследований TIMSS и PISA и понять, что именно влияет на оценки 8- и 9-классников по математике и их интерес к этому предмету

Самооценка и заинтересованность
Исследователи рассматривали два важных фактора, от которых зависят успехи в математике — это мотивация и самооценка по этому предмету. Низкая самооценка по математике увеличивает тревожность и страх не справиться с заданием, уменьшает вовлеченность ребенка в процесс обучения. А все вместе это ведет к снижению результатов.

Из чего вообще складывается самооценка своих способностей? Ребенок начинает ощущать себя способным, потому что у него что-то получается? Или, наоборот, самооценка предшествует реальным достижениям? Чтобы учесть разные варианты, авторы исследования выделили три модели, которые описывают взаимоотношения самооценки и достижений.

Гендерные различия
У мальчиков и девочек — разные подходы к математике. Как показывают некоторые исследования, если девочка хорошо решает задачи, то она склонна объяснять это своей усидчивостью и тяжелой работой. Мальчики чаще приписывают свой успех своим способностям. И наоборот: если девочка не может решить задачу — она скорее объяснит свой неуспех отсутствием способностей. Мальчики же чаще списывают это на невезение и неудачные задания.

«Наши исследования показали, что у девочек ниже самооценка и мотивация к изучения математики, чем у мальчиков с такими же баллами. Девочки чаще страдают от чувства беспомощности при решении задач, болезненнее воспринимают плохие оценки, и их общая самооценка по математике страдает от этого сильнее, чем у мальчиков».
Кроме того, девочки реже выбирают специальности, связанные с математикой и технологиями. И даже если они идут в технический вуз, то редко работают потом по специальности или в той же области.

Результаты
Наряду с баллами по математике в 8 и 9 классе, социально-экономическим статусом ребенка и типом школы, самооценка — это важный фактор для дальнейших оценок и баллов ЕГЭ, и того, выберет ли ребенок углубленное изучение математики в школе или STEM-специальность. Самооценка также оказалось фактором, который может объяснить связь между низкими баллами по математике и снижением интереса к этому предмету. В случае, если ребенок плохо успевает в математике, он теряет интерес к предмету. Но результаты исследования показывают, что снижение интереса происходит именно из-за того, что падает самооценка ребенка. И наоборот, повышение самооценки может способствовать повышению интереса.

Таким образом, оценки и интерес к изучению математики у девочки могут расти, если она уверена в важности и нужности математики. Для мальчика это менее значимо. Хорошая новость — интерес к математике мало связан с предыдущими достижениями, так что заинтересовать задачами можно и двоечника, если повысить его уверенность в своих силах. 


Заданные вопросы

Комментарий удален.
Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.