Прежде чем вешать ярлыки....

Дата добавления: 13.09.2017, 00:00:00

Напротив меня сидит молодой человек. Парень. Подросток. Вальяжная поза, надменный, "всепонимающий", слегка прищуренный взгляд "уже пожившего и уставшего" индивидуума. Рядом заплаканная, раздраженно-потерянная пожилая женщина - бабушка. Она растит парня одна. Родители погибли в автокатастрофе 5 лет назад. Она не знает, что делать и как жить дальше... ведь внука исключают из школы. Ко мне, единственному в районе детскому неврологу и, по совместительству, психиатру она пришла вынужденно, по плану. Парень давно на учете и здесь, и в комнате милиции... Он отказывается учиться, вспыльчив и агрессивно непредсказуем в мелочах "невзирая на лица и статус", трудно сосредотачивается, практически не сидит на месте. Может встать и уйти с урока. Может залепить оплеуху Учительнице в ответ на замечание... Его "не берут" никакие корректоры поведения.

Смотрю историю болезни. Она длинная, но обращаю внимание на результаты электроэнцефалографии (ЭЭГ). У парня сформированная высокоамплитудная эпилептическая активность в тех структурах мозга, которые имеют отношение к эмоционально-волевой сфере и косвенные признаки повышения внутричерепного давления. Да. Судорог в классическом проявлении у пациента никогда не было. И, возможно, не будет. И, хотя я очень "молодой специалист первого года ординатуры", понимаю, что такая патологическая активность в этих структурах мозга приведёт к неуправляемым приступам психомоторного возбуждения и у подростка, и у профессора с жизненным опытом... Задаю вопрос о том, что он собирается делать дальше? А точнее: будет ли жена, дети? Как скоро, где будут жить, на что жить? Парень, приготовившийся "держать оборону" от очередных нотаций и оценок, явно "зависает" и смотрит на меня с искренним интересом. Через "ну, это..." пытается что-то рассказать. Такие вопросы он явно слышит впервые... Рассказываю ему, что есть особенности в работе его мозга, которые делают его особенно агрессивным. Спрашиваю: "Хотелось бы самому стать поспокойнее?" И будет ли выполнять лечение, ЕСЛИ я его назначу? Получаю согласие у него и бабушки и назначаю противосудорожных препарат, который "гасит" патологическую активность в этих отделах мозга...

Не успокаивает, не усыпляет, не расслабляет. Нет. Это просто противосудорожный препарат. Я назначаю его как невролог, но я уверена, что он поможет решить проблемы психиатрии.

Проходит 2 месяца. В моем кабинете открывается дверь, заходит бабушка подростка и становится на колени. И я и медсестра в шоке. Минуту спустя все встало на свои места. Просто парень на фоне лечения изменил своё поведение. Не просто стал адекватно себя вести, но сумел попросить прощение у учителей школы, начал заниматься, сумел избежать отчисления. Скажу больше: он закончил школу, но я уже работала в областной больнице к тому времени.. Есть такая присказка: "Сначала накорми работника, а потом работу спрашивай". Я часто повторяю ее на своих консультациях. Прежде чем "вешать ярлыки" на ребёнка и расшибаться в воспитательных мероприятиях, надо провести адекватное обследование и выяснить темпы, порядок, баланс в созревании структур мозга. При необходимости провести лечение. Только тогда развивающийся мозг получит возможность фиксировать жизненный опыт, делать выводы, менять стереотипы поведения благодаря воспитанию и педагогической коррекции. А иногда грамотное обследование позволяет врачу объявить родителям, что все проблемы с поведением и развитием ребёнка - это результат воспитания и медицина здесь бессильна. Именно поэтому невролог смотрит ребёнка до года жизни минимум 4 раза. И если "просмотрит" то, что надо полечить вовремя - следующим специалистом в каком-то возрасте может стать психиатр. То, что за пределами нашей родины называется "дети с особыми потребностями в уходе" или "право на индивидуальное развитие личности". Найдите своим детям грамотного невролога. Это очень важно в наше время

Автор: Юрлова Ольга Владимировна 

https://www.instagram.com/p/BW9uNhuhZmf/?taken-by=doktor_yurlova

Читайте так же:

Когда роли в семье перепутаны..

Почему гиперактивность ребенка должна стать мотивацией

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.