Рекомендации при задержке речевого развития

Дата добавления: 09.08.2015, 13:18:00

Добрый день, уважаемые родители. Мы уже неоднократно говорили о детках с задержкой речевого развития, о том, как же тяжело приходится родителям в ожидании заветных слов от своего ребёнка. Сегодня хотелось бы дать некоторые рекомендации тем мамам и папам, чьи детки пока ещё не говорят (по причине физиологических, интеллектуальных нарушений)

Итак,

  • Больше говорите с ребенком, обогащайте свою речь эмоциями, озвучивайте все действия (кормление, гуляние, игру, купание).
  • Задавайте ребенку вопросы, отвечайте на них сами. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  • Используйте в речи наряду с полными словами, их упрощенные варианты (машина гудит: би-би-би, кукла – ля-ля, упал – бух!)
  • Пойте ребенку. Лучше не менять часто репертуар.
  • Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетается эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку! Паровозик – ту-ту!).

Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты!»

Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: «ой, ай, ух, бах». Ребенку позволительно повторять только гласные: «а, о, у».

  • Чаще читайте!!!
  • Ограничьте использование компьютера и телевизора до 2-х часов в день (с перерывами).
  • Не дожидайтесь, пока ребенок сам заговорит. Начинайте его учить различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвет, форму (дай такой же кубик), количество (один – много).
  • Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока белобока».

Развивайте общие движения малыша: бег, ходьбу, прыжки, ползание, лазание, ловля мяча.

Сочетайте движения с музыкой.

  • Изготовьте фотоальбом ребёнка.

В альбом поместите фотографии ребёнка, где он запечатлён в момент выполнения различных действий: умывается, ест, играет и т. д. Вместе рассматривайте фотографии, сопровождая просмотр эмоциональными комментариями: «Что ты делаешь? Ты сидишь? А здесь? Ты играешь?»

  • Привлекайте ребёнка к участию в домашних делах.

Важно не ограждать ребёнка от домашних дел, считая, что если он не говорит или не понимает, то ничего не может и выполнить.

Для формирования обобщающих понятий разложите игрушки в красивые цветные коробки: в одну – животных, в другую – машинки и т.п. Приучайте ребёнка убирать игрушки в соответствующие коробки, поначалу помогайте ему. Процесс сортировки сопровождайте речевыми комментариями: «В эту коробку сложим животных, а в эту – машинки». Поощряйте ребёнка, если он смог разложить игрушки самостоятельно.

Замечательно, если ребёнок участвует в совместной бытовой деятельности вместе со взрослыми: вместе с ними покупает продукты, убирает дом, готовит пищу, шьёт и т.д. Все совместные действия необходимо сопровождать чёткими, продуманными комментариями.

По возможности старайтесь готовить пищу совместно – позвольте ребёнку бросить овощи в суп, расставить посуду и т.д. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексический словарь ребёнка глаголами, прилагательными, наречиями.

У безречевых детей не развита регулирующая функция речи, они не могут контролировать, планировать свою деятельность. Перед походом в магазин составьте наглядный список покупок (например, с помощью вырезок из каталогов), поручите ребёнку, руководствуясь этим списком, находить товары. Привлекайте ребёнка к разбору сумок после похода в магазин. Предложите ему сложить купленные фрукты в вазу по очереди. Проговаривайте эмоционально: «Я, ты, я, ты». Повторяя эту игру несколько дней, добивайтесь того, чтобы ребёнок начал повторять за вами простые слова.

  • Используйте игры-поручения.

Поручайте ребёнку те действия, которые значимы и которые он может выполнить сам. Следует давать ребёнку чёткие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Поручение ребёнку «важных дел» способствует совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций.

  •  В общении с ребёнком используйте побудительные предложения с эмоционально – волевыми интонациями, которые стимулируют собеседника к активному действию.

Речевой материал не должен содержать сложных для восприятия ребёнка слов фраз. Говорить с ребёнком необходимо привлекая внимание к зачастую утрированной артикуляции. Недопустимо в ультимативной форме общение с безречевым ребёнком, использование словесных понуканий: «Скажи», «повтори». Не требуйте от ребёнка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз повторять ставшее доступным для ребёнка слово, т.к. это способствует усилению речевого негативизма ребёнка.

Во время совместных прогулок краткими, чёткими предложениями рассказывайте ребёнку о том, что вас окружает, подчёркивая различные детали окружающей обстановки. Ребёнок постепенно должен вовлечься в диалог. Целесообразно использовать альтернативные вопросы, подсказывая тем самым ребёнку ответ.

Не следует удовлетворять все потребности ребёнка, дожидайтесь какого-либо проявления просьбы; если предвосхищать все желания ребёнка, не давая ему хотя бы одним звуком выразить их, у него так и не появится стимул заговорить.

Для привлечения внимания ребёнка к лицу взрослого, активизации речевого подражания надевайте дома яркую одежду, необычные шляпы, интересные маски. Мамы могут красить губы яркой помадой, надевать крупные серьги на время занятий с ребёнком, чтобы малышу хотелось смотреть на вас.

Для развития слухового восприятия ребёнка полезно иногда разговаривать с ним шепотом. Чередуйте «игру в поручения», давая инструкции то громко, то шепотной речью. Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, сопровождайте этот процесс комментарием. Обращайте внимание ребёнка на словесное обозначение характера различных звуков: шум воды, шаги, стук и т.д. Звукоподражательно обозначайте их: «кап-кап, топ-топ, тук-тук».

Стимулируйте ребёнка к произнесению простых слов: «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребёнку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да». При этом оставьте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребёнка было время для ответного слова. Не задавайте эти вопросы требовательным тоном, не заостряйте на них внимание, задавайте их «невзначай».

  • ​ Укладывая малыша спать, поиграйте с ним в такую игру. Положите малыша рядом с собой, чтобы он видел ваше лицо. Одну ручку ребёнка прижмите к своим губам, а другую – положите к себе на горло. Это даст ему возможность не только слушать, но и ощущать произнесение. Говорите разные звуки и слова, побуждая ребёнка повторить их вслед за вами.
  • По просьбе взрослого учите ребёнка показывать части тела. Умение ориентироваться в схеме собственного тела является одним из показателей речевого и познавательного развития ребенка. Родители постоянно употребляют эти слова в обиходе, например, ухаживая за ребенком или собирая малыша на прогулку. Выясните, какие части тела малыш уже может назвать, а какие еще нет. Познакомьте своего ребёнка с названиями основных частей тела и лица (рука, нога, живот, попа, глаза, уши, нос, рот, голова).

Предлагаем вам традиционную игру. Сядьте напротив ребенка и, показывая то на себе, то на ребенке называемую часть тела, говорите: «Где у мамы нос? Вот у мамы нос. А где у Сони нос? Вот у Сони нос!» Игру можно усложнить, если вы будет дотрагиваться до называемой части тела ручкой ребенка.

На начальных этапах работы не следует добиваться четкого произнесения какого-либо звука, слова. Поощряйте любое проявление речевой активности, при этом демонстрируя верный образец речи.

Успехов!

Читайте так же:

Почему ребенок плохо говорит?

Задержка речевого развития

Речевое развитие

Артикуляционная гимнастика

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.