ТРИЗ-педагогика: ищем ответ на исследовательскую задачу

Дата добавления: 01.04.2019, 00:00:00

Многие люди, приходя на встречу с экспертом, желают получить конкретный ответ на свой личный вопрос. Но не всегда эти ожидания оправдываются.

Почему так?

Как-то раз я ходила на лекцию Людмилы Петрановской1.
Тема была весьма животрепещущая для современных родителей – «избалованный ребенок». Конечно, у Людмилы был приготовлен свой рассказ на эту тему, но слушатели задавали массу вопросов.
«А вот если я уже налила яблочный сок, а он говорит, что хочет апельсиновый. Менять?».
«А если она разбросала игрушки, а я собрала. Это хорошо?».
«А я вот обычно все играми да играми, а может все-таки иногда и заставлять нужно?».
И так далее.

Однако факт в том, что Людмила не ответила четко ни на один из подобных вопросов. Когда лекция закончилась, одно из моих сильных впечатлений было таким: «Вот это профессионализм! Она не дает советов и не ставит диагнозов, когда не знает ситуацию глубоко и системно.» Правда, мужчина, который сидел рядом со мной, был полностью противоположного мнения: «Зря потраченное время, никаких ответов не дали». И активно советовал мне другого психолога, которая дает четкие инструкции прямо на лекциях. И тут, конечно, каждый сам решает, что нужно именно ему.

Сейчас я сама провожу семинары для родителей и один из важных блоков в них – родительские задачи.
И, конечно, родители меня нередко спрашивают: «А как сделать, чтобы моя дочь начала читать?», «А как добиться, чтобы ребенок отпускал без слез?», «А что делать, чтобы вернуть интерес к занятиям музыкой?» и много других вопросов. Правда в том, что я не могу дать ответа для вашего конкретного случая. Я могу показать, как видеть задачу на месте проблемы, могу показать, какие есть инструменты решения, могу предложить варианты, могу рассказать, как подобная задача решалась у других родителей, могу вдохновить на решение… Но сказать, что станет действенным решением именно в Вашем случае – не могу. Для этого нужен совсем другой уровень погружения. Даже со своим собственным ребенком каждое решение задачи – это для меня творческий поиск и проверка практикой. Я никогда не знаю заранее точно, какая из моих идей сработает. Но у меня есть уверенность, что если искать, то я найду, решу задачу! Так всегда и получается. Приведу простой пример. Вот мы гуляем на площадке с моим сыном, которому 2,5 года. Дело к вечеру, солнце зашло за тучки, стало ощутимо прохладнее, надо бы надеть курточку. Я к сыну: «Стёпа, смотри, солнышко спряталось, похолодало, давай наденем куртку». Убегает. «Стёпа, а какую ручку первую хочешь засунуть: левую или правую?» Убегает. «Степа, смотри, а маме наденешь куртку? А мама тебе.» Убегает. «А быстро-быстро ты умеешь одеваться?» Убегает. «Сын, а давай куртку задом наперед наденем!». Соглашается.

Что я могу сказать родителям наверняка, это если проблема действительно давняя и острая, то первое что нужно делать, это решать не изобретательскую задачу («как сделать, чтобы…»), а решать задачу исследовательскую («понять, почему так») и причем даже не одну, а две.
Во-первых, глубоко понять причины происходящего, причины того поведения, которое не устраивает родителя. А во-вторых, понять уже про себя – а почему не устраивает-то? Есть ли действительно реальные причины для того, чтобы решать эту задачу, или это скорее просто привычка/«так принято» или еще что-то несущественное. Например, многие современные родители ставят себе задачу привить ребенку красивый почерк, дети сопротивляются, родители настаивают. Но когда мы начинаем разбираться «а зачем?» оказывается, что весомых причин-то для этого и нет, если, конечно, не считать таковыми распространенные стереотипы.

В заключение я хочу рассказать историю из практики Антона Семёновича Макаренко2.

Однажды его воспитанник украл курицу. И Макаренко заставил его съесть эту курицу перед строем голодных товарищей. Эта сцена была полна трагизма и произвела переворот в сознании наказанного колониста и его товарищей. Когда у ученика и последователя Макаренко – Семёна Афанасьевича Калабалина – возникла в колонии подобная ситуация, он попробовал повторить прием учителя. Он приказал провинившемуся есть перед строем украденную буханку хлеба. Однако желаемого эффекта это наказание не принесло. Парень тупо, равнодушно жевал, ребята, глядя на него, посмеивались и тихонько спорили между собой, съест или не съест. Зрелище было отвратительным…

Колабалин был поражен этим и написал письмо своему учителю с вопросом, почему же наказание не сработало. Ответ Макаренко был такой: «Я не знаю, какой у вас в тот день была погода». Мудрый педагог не посмел делать выводы о поступках по их краткому описанию.

Желаю Вам успехов и упорства, сил и смелости в том, что не может сделать никто, кроме Вас!

1Людмила Петрановская - российский психолог, педагог и публицист, автор книг.

2Антон Семёнович Макаренко - советский педагог и писатель. Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в ХХ веке.

Читайте так:

ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА. КОГДА НАЧИНАТЬ?

ТРИЗ для развития детей. Диалог Евгении Гин и Любови Сгонник

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.