Про обучение чтению

Дата добавления: 06.09.2019, 00:00:00

Предыдущая статья про сравнение букварей 1959 года и современного вызвал серьезный ажиотаж, продолжу разносить текущую систему обучения чтению.

Сегодня расскажу, почему (по моему субъективному мнению) вся система обучения чтению у нас столь неэффективна.

Вы не задумывались над следующими вопросами:

Почему качество школьных сочинений так сильно упало за последние 50-70 лет?
Почему современные школьники не умеют складно выражать свои мысли?
Почему у большинства ребят, 70-80%, даже к концу 11-го класса навык чтения не сформирован?
Почему ребенок в начальной школе вообще не понимает, что прочитал?

Причина, конечно, во многом, и в том числе в гаджетах, но давайте рассмотрим такой фундаментальный вопрос, как современная система обучения чтению.

До начала обсуждения давайте дадим определение чтению.
Википедия дает нам следующее определение: “Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста”.

Думаю, смысл примерно ясен. Смысл чтения в понимании прочитанного. Полагаю, что все со мной согласны. Основной смысл чтения в том, чтобы понимать то, что мы прочитали.

Запомните это определение, оно нам пригодится позже.

Продолжение поста в карусели (прокрутите картинку)

Теперь, зная о том, что смысл чтения в понимании, давайте разберем, на что делается акцент при обучении детей в школе.

Есть такая штука, как проверка техники чтения в начальной школе. Ребенок должен читать вслух по нормативам, со скоростью не меньше определенной. А теперь давайте посмотрим, что проверяют.

(Взято с официального сайта рекомендаций для педагогов)
Критерии при выставлении оценки за технику чтения:

  • чтение по слогам или слов полностью,
  • наличие ошибок при чтении,
  • количество слов в минуту,
  • выразительность,
  • осознанность.

Что мы видим?

Осознанность (или понимание) стоит на последнем, пятом месте. Последнем, Карл!

То есть основной акцент сделан не на понимании прочитанного, а на чтении вслух. На развитии так называемого фонематического слуха, чтобы ребенок мог идентифицировать каждый звук в слове. Чтобы читал громко, с выражением, без ошибок, правильно все проговаривал. При этом зачем нам понимание? Мы же учим читать вслух…

Фонемному разбору слова с первого класса уделяется огромное количество времени. Но, к сожалению, разработчики этой методики ошиблись. Да, идея была хорошая, но, судя по результатам детей, обученных за последние 20-30 лет, — это неудачный эксперимент, и проявляется это в следующем.

1) Тотальная неграмотность тех (включая и меня), кто обучался в школе последние 20-30 лет, в результате того, что у ребенка в голове полная каша. С одной стороны, есть буквы и слова (например, “якорь”), а с другой — есть звуки и фонетический разбор слова (“йакар’”). Ребенку дают записывать такой фонетический разбор слова, и в итоге мы получаем то, что получаем. У ребенка в голове нет однозначного соответствия, где буквы, а где звуки, где правильное написание, а где фонетический разбор. Ребенка научили писать так, как он слышит. Но такой подход неприменим к русскому языку. К слову, в 50-60-е годы фонетический разбор проходили в четвертом-пятом классе, когда ребенок уже умел грамотно писать и читать. Диктанты начинались только с третьего-четвертого класса, когда у ребенка уже сформированы правильные образы слов и он пишет слова правильно, а не так, как слышит. В итоге в диктантах учителя не встречали предложений типа “Мариак бросел йакар”.
Отсюда и то, что у тех детей в сочинениях на пять-десять страниц максимум три орфографических ошибки. Причем это средние показатели тех лет, которые сейчас повторяют лишь победители олимпиад по русскому языку. А сейчас 20-30 ошибок в сочинении — норма. Все привыкли к этому, и это никого не удивляет.

Как пытаются решить эту проблему составители “гениальных” учебников? Очень просто: они говорят, что причина не в неэффективности программы, а в том, что у детей недостаточно развит фонематический слух. Давайте просто тренировать фонематический слух в садике! И эта идея заходит на ура. Дается огромное количество упражнений, и воспитатели с радостью ими занимаются, но, судя по общей грамотности, это тоже не помогает…

Сюда еще могу добавить то, что глухонемых детей учат читать без развития и тренировки фонематического слуха (у них вообще нет никакого слуха), и при этом они пишут сочинения почти без ошибок. Не повод ли задуматься о том, что развитие фонематического слуха не обязательно нужно для грамотного письма и чтения?

2) Неумение детей читать. Именно читать, а, как вы помните, под чтением мы подразумеваем понимание написанного текста, а не озвучивание слов. С чего я взял, что школьники не умеют читать? Я это вижу каждый день у своих учеников. А еще вижу в огромном количестве ошибок на ЕГЭ, когда в задании написано одно, а ученику кажется, что надо делать другое. Такие ошибки принято связывать с невнимательностью, но в большинстве случаев к вниманию они особого отношения не имеют. Это ошибки, связанные с неумением читать. С тем, что даже одиннадцатиклассники затыкают уши и бубнят, проговаривая все звуки в слове, как их и учили в школе. Теперь давайте разберемся, почему это в корне неверно.

Дальше пойдет научное объяснение, но даже без него попробуйте прочитать небольшой текст вслух и пересказать его и сделайте то же самое про себя.
Про себя получилось сильно легче? Удивительно, да? А почему, интересно, в школе не проверяют понимание текста про себя? Не задавались этим вопросом?

Давайте сейчас расскажу с научной точки зрения, чем отличается чтение вслух и про себя.
Это абсолютно разные процессы, задействующие разные участки мозга. Если посмотреть на ФМРТ (функциональном магнитно-резонансном томографе), какие участки мозга работают при чтении про себя и вслух, мы увидим, что, когда человек читает вслух, задействованы височные области, а когда про себя — затылочные. То есть фактически это разные процессы, а чтение вслух можно и чтением не называть. Вспомним определение. Чтение — это процесс понимания прочитанного. Вы можете громко читать вслух и не понимать прочитанное? Я вот, например, легко могу, и у большого процента детей в стране это успешно получается)))

Я не говорю о том, что ученые уже десяток лет назад изучили модель чтения с учетом движения глаз, получили информацию о том, как происходит обработка информации при чтении, и эти данные в корне противоречат текущим системам обучения. Про эти модели расскажу в следующей статье. 

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.