Развитие речи

Дата добавления: 14.02.2017, 16:40:49

Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Согласно статистике, более 25% детей дошкольного возраста по всему миру имеют нарушения речевого развития. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. А главное - ребенок должен развиваться в полноценном речевом окружении с первых дней жизни.

Показатели развития речи у детей от 1 года до 6 лет (Н.Н. Заваденко, 2006 г.)

  • 1 год. Появление отдельных слов.
  • 1 год 3 месяца. Запас слов – до 30.
  • 1,5 года. Запас слов – до 40–50. Ребенок легко повторяет часто слышимые слова.
  • 1,5–2 года. Появление фраз, двухсловных предложений.
  • 2 года. Запас слов – до 200–300. Первый период вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?» и т. п. Ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами.
  • 2–3 года. Появление трехсловных и многословных предложений. У ребенка могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие, сонорные звуки).
  • 3 года. Запас слов – до 800–1000. Ребенок употребляет грамматические формы: изменяет существительные по падежам и числам, глаголы – по родам, временам, числам и лицам.
  • 3–4 года. Второй период вопросов: «Почему?», «Когда?» и т. п. Фразы становятся длиннее, их смысл усложняется. Могут сохраняться недостатки в произношении ряда слов (длинных и малознакомых), нечеткость произношения ряда звуков.
  • 4 года. Дети изъясняются развернутыми предложениями, включающими почти все части речи; умеют группировать предметы по классам: одежда, посуда, мебель, животные. Запас слов – до 2000.
  • 4–5 лет. Высказывания приобретают форму короткого рассказа. У ребенка исчезают почти все возрастные неправильности произношения.
  • 5 лет. Дети умеют составлять по картинке рассказ из нескольких предложений, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов – до 2500.
  • 6 лет. В речи возрастает количество простых распространенных и сложных предложений, во фразах используются все основные части речи. У детей отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Они умеют составлять рассказ (пересказ) из 40–50 предложений с развитием сюжета, отражая в нем события прошлого, настоящего и будущего.

Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Нарушения речи могут проявляться проблемами звукопроизношения, бедностью словарного запаса, нарушениями грамматического строя, темпа и плавности речи.
К причинам, приводящим к нарушениям речи у детей, относятся осложненная беременность, инфекционные болезни в раннем детском возрасте,черепно-мозговые травмы, наследственные болезни, билингвизм семьи, неблагоприятные условия жизни, недостаточное развитие внутри семьи (когда с ребенком мало говорят, мало занимаются). Как видно, этиология происхождения речевых нарушений разнообразна.
Определяющим для формирования речи является период от первого года жизни до 3–5 лет. В это время интенсивно развиваются мозг и его функции. Любое нарушение речевого развития имеет собственную причину, а значит, это повод для безотлагательного обращения к специалистам: детскому неврологу, лор-врачу, детскому психиатру, логопеду, дефектологу, психологу. Устранение причины возникновения дефекта становится первым и главным шагом на пути к выздоровлению ребенка. Следует особо отметить, что именно в первые годы жизни отклонения в развитии лучше всего поддаются коррекции.
Домитрак Светлана Викторовна, невролог высшей квалификационной категории, к. м. н., заведующая лабораторией клинической нейрофизиологии факультетских клиник ИГМУ.
Если у вас остались вопросы, готова ответить на них. Контактный телефон - 93-11-08.

Вы обеспокоены речью вашего ребенка? Он неправильно произносит некоторые буквы, говорит в нос, а иногда и вовсе недоговаривает слова? Книги в помощь! Мы предлагаем вам подборку литературы, которая поможет справиться с проблемой самостоятельно.
Начнем с «Самоучителя по логопедии» Марины Анатольевны Поляковой. Автор, логопед-практик с многолетним стажем, просто и понятно объясняет, как устроен речевой аппарат, подробно рассказывает о речевых проблемах детей разного возраста. Эта книга неповторима тем, что учит не только говорить, но и думать. Несколько заключительных глав посвящены слуховому анализу, чтению и письму. Вы поработаете над речевым слухом, сможете поставить каждый звук, и в результате ваш ребенок будет чувствовать себя уверенно и сможет успешно выступать и проходить собеседования!
Автор следующей книги – ведущий специалист питерского Центра социальной адаптации детей с нарушением речи. Ирина Лопухина в своем сборнике «Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи» собрала самые действенные скороговорки, считалки, игры и стихотворения для развития речи у детей дошкольного возраста. Вам и вашему ребенку будет легко работать с этим сборником, ведь каждый стишок или скороговорка сопровождается милыми иллюстрациями, которые не дадут малышу заскучать!

Хотите больше упражнений? Пальчиковая гимнастика, упражнения для губ, языка, дыхательные и голосовые упражнения – все этоможно найти в практическом пособии Вадима Руденко «Логопедия». Книга поможет вам разработать план продуктивных занятий, построенных по принципу «от простого к сложному». Креативные иллюстрации, профессионально и просто изложенный материал сделают вас и вашего ребенка настоящей командой по покорению логопедических вершин!
 

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.