Как мне воспитывать моего ребенка?

Дата добавления: 20.02.2019, 00:00:00

Часто сталкиваюсь с ситуацией, когда от меня ждут простого конкретного и универсального указания. Скажите, а что делать в такой-то ситуации? Например, как отучить ребенка ковырять в носу.

А я не знаю. Я не знаю, что ответить, потому что не знаю вашего ребенка и всей ситуации. Мне, чтобы ответить на ваш вопрос нужно задать еще 10 своих вопросов. Возраст ребенка? Давно беспокоит проблема или вчера началось? Как часто проявляется? Проявляется ли особенно остро в каких-то определенных ситуациях? Как реагируете? и т.д. Потому что причины у банального ковыряния могут быть разные:

  • Малыш исследует свое тело. Это так удивительно: на лице есть нос, а в носу есть отверстие по размеру как раз для пальчика.
  • Сухой воздух в помещении, дискомфорт в носу, желание почистить слизистую оболочку носа
  • Искривление носовой перегородки
  • Наличие инородного предмета в носу
  • Отсутствие мотивации на устранение вредной привычки ( «А что в этом плохого?»)
  • Слабость функции самоконтроля («Забываюсь»)
  • Проблема в детско-родительских отношения («Знаю, что плохо, но буду ковырять специально, из вредности!»)
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • Обсессивно-компульсивное расстройство

И это я еще не все возможные причины перечислила

Соответственно и рекомендации тоже будут отличаться: от «Поставьте дома увлажнитель, научите делать туалет носа» до «Покажитесь ЛОРу» (неврологу, психиатру)

А без выяснения причины, «мимоходом на бегу» что-либо советовать – очень рискованно.

И чем старше, опытнее я становлюсь, тем чаще я говорю: «Не знаю. Давайте разбираться.»

Зато я все знала сразу после института. На любой вопрос – готовый ответ: «Это кризис трех лет», «А это кризис подросткового возраста» — произносилось с непоколебимой уверенностью дипломированного специалиста. Тогда, кстати, я точно знала, что ковырять в носу – плохо. А сейчас я могу даже порекомендовать очень правильной клиентке, которую уже тошнит от собственных правил, которая задыхается от жизни в тесных рамках социальных норм, взять и в терапевтических целях поковыряться в носу с задумчивым видом где-нибудь на людях.

Потому я и пишу свои статьи не абстрактными рекомендациями, а конкретными примерами, чтобы было понимание, что в этой ситуации прием сработал. Но я не берусь со 100% уверенностью утверждать, что в другой ситуации эффект будет точно такой же.

Поэтому читать мои статьи надо не как слепое указание к действию. Читать, мыслить, сопоставлять со своей ситуацией, присматриваться к своему ребенку, анализировать, пробовать, искать, уточнять, спрашивать, снова мыслить. Именно так: я пишу для мыслящих родителей.

«Какой совет вы дадите нашим радиослушателям, которые заметили у себя склонность к гиперопеке? Как избавиться от повышенной тревожности?» спрашивает меня ведущий передачи «Свободное время» Александр Борисов во время записи радиоэфира.

Я не знаю. Правда, не знаю что сказать. Мне для этого нужно видеть, слышать человека, считывать его эмоциональное состояние, знать какие-то подробности его личной жизни, может быть даже факты из детской биографии его родителей. Только тогда я смогу подобрать нужные слова, чтобы снять проблему конкретного человека. А для другого человека со схожей проблемой слова будут совсем другие…

Универсальный совет для всех радиослушателей? Пожалуйста: «Если проблема вас беспокоит – обратитесь за консультацией к психологу, он поможет разобраться с ситуацией.» Только так. Другого универсального совета дать не могу.

Недавно нашла в библиотеке моих родителей изданную еще в советское время книгу потрясающего педагога Януша Корчака. Открыла на произвольной странице и поразилась резонансному своевременному подтверждению моих мыслей.

Януш Корчак тоже говорит о воспитании детей — «Не знаю» — другими словами, более пронзительными, более точно передающими суть. И я очень хочу поделиться с вами этой цитатой из его книги:

«Как, когда, сколько, почему?

Предчувствую множество вопросов, ждущих ответа, множество сомнений, требующих разрешения. И отвечаю:

— Не знаю.

Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начнешь плести нить собственных размышлений, — книга достигла цели.

Если же, в поисках точных указаний и рецептов лихорадочно листая страницы, ты досадуешь на их скудость, знай, что если и есть в этой книге советы и предписания, они появились не по авторской воле, а вопреки ей.

Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители в неизвестных мне условиях могут воспитывать неизвестного мне ребенка…

«Не знаю»- для науки это туманность, из которой возникают, из которой рождаются новые мысли, все более и более приближающиеся к истине.

«Не знаю»- для ума, не приученного к аналитическому мышлению, это пугающая пустота.

Я хочу, чтоб поняли и полюбили чудесное, полное жизни и ошеломляющих неожиданностей творческое «не знаю» современной науки о ребенке.

Я хочу, чтоб поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда»

Анна Быкова 

Читайте так же:

Как можно сравнивать

Воспитание в стиле Коучинг

Насилие едой. Как не надо кормить ребенка.

 

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.