Мы все умеем рисовать

Дата добавления: 23.10.2019, 00:00:00

Я не встречала ни одного ребенка 2-3 лет, который бы считал, что не умеет рисовать. Умеет. Только дайте ему краски. Почему же многие взрослые считают, что «не умеют рисовать» или «плохо рисуют»? Когда и в каком возрасте происходит эта переоценка своих возможностей? Детский сад? Школа?
Для меня фраза — «я не умею рисовать» — звучит так: «Я не умею рисовать так, как ожидают другие» (Хотя другие, может, и не строят никаких ожиданий) Или так: «Я боюсь оценочных суждений других».

 

— Почему ты решил, что не умеешь рисовать?

— Я не умею рисовать так, чтобы было похоже

Так и не надо «похоже». Для «похоже» есть фотоаппарат. «Я не умею рисовать, потому что не передаю объем, правильные тени, оттенки, движение» — в этом мне слышится обусловленность. Попытки самому придумать себе рамки и вздохнуть, что, мол, в рамки не вписываюсь. Это ведь не только про умение рисовать. Как мы проявляем себя и как чувствуем себя в творчестве, очень похоже на то, как мы проявляем и чувствуем себя в жизни.

Посмотрите на картины Малевича или Пикассо. Где там «чтобы было похоже»?

Если этого примера вам покажется мало, рассмотрите другие работы, набирая в поиске жанры: абстракционизм, примитивизм, пуантилизм, кубизм, лучизм, супрематизм, авангардизм. И еще «галерея наивного искусства» или «галерея символического искусства». Работы очень разные и очень смелые. И далеко не везде есть объем и правильные тени. Художники не думают, правильно они рисуют или не правильно, похоже или не похоже. Они творят, как хочется.

Рисуйте смелее. То есть, живите смелее. Мы все умеем рисовать. Просто каждый рисует в своей манере. Найти свою манеру и признать за собой право рисовать именно так — это как найти себя, жить так, как самому нравится, а не «чтобы было похоже»

 

Тогда где же грань между трезвой оценкой своих способностей и низкой самооценкой? Есть объективный факт и есть субъективное восприятие. «Я умный» — субъективное восприятие себя. Есть статус «кандидат наук» — объективный факт. «Я не кандидат наук» — трезвая оценка себя с опорой на объективный факт, которая не мешает продолжать считать себя умным. «Я буду считать себя умным только тогда, когда стану кандидатом наук, а пока что я дурак и бездарь» — обусловленное восприятие себя, низкая самооценка.

Еще пример. Есть кем-то придуманные стандарты красоты: рост от 180см, 90-60-90. Но это не мешает многим девушкам с невысоким ростом, маленькой грудью, толстой попой считать себя красавицами. А есть другие, не менее симпатичные, но с обусловленным восприятием себя: «Я буду красивой, только когда похудею» или «Я красивая только когда на высоких каблуках»

Есть объективный факт: я не умею танцевать фламенко или ча-ча-ча. Но это ничуть не мешает моей личной уверенности, что я умею танцевать. Умею, люблю и танцую в свое удовольствие так, как просит моя душа и мое тело.

Я не умею рисовать так, как Шишкин, как Айвазовский или Верещагин. Но моего умения достаточно, чтобы передать в рисунке то, что я чувствую. А вы умеете жить рисовать жить? 

Психолог Анна Быкова

Читайте так же:

Почему Я — ленивая мама

Зачем учить ребенка готовить

Как исполнять свои желания

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.