Истории об имени. Три «Александра»

Дата добавления: 14.12.2015, 20:00:00

Александр Степанович Грин. «Жрец»

Александр Гриневич, ставший в литературе Александром Грином, реализовал другой уровень статусности имени «Александр». Он не стал политиком (хотя в юности принимал активное участие в политической борьбе), не пошёл по пути воина (хотя служил сначала в царской, а затем в красной армии). Он стал властителем умов и душ. Его возвысила способность владения словом (некогда бывшая прерогативой жреческого сословия).

Как это зачастую бывает у «Александров», для того чтобы обрести статусное положение, Александру Грину пришлось многое преодолеть. Он родился в уездном городке Вятской губернии, в семье сосланного за участие в польском восстании 1863 года Степана Гриневского. Лишённый родительской ласки и заботы, рано потерявший мать (она умерла, когда ему было 13), Александр рос угрюмым и нелюдимым. Его друзьями были книги, открывающие перед ним другие миры и вдохновлявшие его на странные с точки зрения окружающих, но понятные в контексте его имени, поступки. Пытаясь открыть «философский камень», он проводил химические опыты. Прочитав книгу «Тайны руки», принялся гадать всем по ладони, отчего его в школе прозвали колдуном(!). Дома его отчитывали за все эти увлечения, взывая к здравому смыслу. Но мальчик продолжал прятаться от обыденной реальности, уходя в мир своих грёз, наполненный чудесами. Он читал Фенимора Купера, Майна Рида, Стивенсона, Виктора Гюго, Чарлза Диккенса, Эдгара По, русских классиков и мечтал. Его привлекала романтика дальних странствий, манили приключения. Поэтому когда родители стали настаивать на том, чтобы Александр пошёл в монастырские служки, он сбежал в Одессу.

Начались годы скитаний. Ему пришлось служить на грузовых судах, ходивших вдоль черноморского побережья. Но неисправимый романтик не оставлял надежды отправиться в настоящее морское путешествие. Он пробивал дорогу своей мечте с фантастическим упорством: обходил все приходящие в гавань суда, закалялся, учился плавать в открытом море.

Александр Грин создал свою собственную художественную реальность.

За границей ему всё-таки удалось побывать: на пароходе «Цесаревич» он отправился в Александрию(!), но очень скоро был уволен за строптивый нрав. В конце концов, молодой человек оставил мысль о корабельной службе и отправился скитаться по стране. Он сменил множество занятий: был банщиком, грузчиком, чернорабочим, маляром, рыбаком, лесорубом и плотогоном, матросом на волжской барже, золотоискателем на Урале, переписчиком ролей и актёром, писцом у адвоката и солдатом. Во время службы в армии он примкнул к эсерам, с помощью которых ему удалось дезертировать. Эсеры снабдили Грина фальшивым паспортом на имя Григорьева и переправили в Киев, используя его как связного и агитатора. Словом, все эти приключения будущего писателя удачно сочетались со стремлением любого «Александра» к независимости и поиску «своего места под солнцем», а жизнь нелегала, полная тайн и опасностей (Грин не единожды сидел в тюрьмах и ссылках), соответствовала его способности преодолевать законы социальной системы.

В 1908 году Александр Грин попадает в Петербург. Здесь он впервые заявил о себе как писатель и выпустил два сборника рассказов. Его заметила и положительно оценила критика, несмотря на то, что Грин был странен и непривычен как для писателей-реалистов, так и для символистов, акмеистов и футуристов. Вообще в литературе XX века Грин стал уникальным явлением: он так и не примкнул ни к одному из литературных течений. И это вполне объяснимо, ведь «Александру» не свойственно следовать за кем-то, ему необходимо идти своим путём и/или возглавлять.

Поначалу с воодушевлением приняв Октябрьскую революцию, очень скоро Грин разочаровывается в ней, однако остаётся в России. К этому времени, его, признанного и любимого читателями писателя, мало интересуют внешние события. Он целиком уходит в литературу. С 1921 по 1928 год появились на свет самые, пожалуй, значительные его произведения: повести «Алые паруса», «Блистающий мир», «Золотая цепь» и «Бегущая по волнам». Он придумал целую страну и населил её персонажами, носившими странные имена и живущими в городах с такими же экзотическими названиями. «Недоверие к действительности осталось у него на всю жизнь, - писал Константин Паустовский. - Он всегда пытался уйти от неё, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором» каждого дня». И это бегство от реальности также обусловлено именем. В современном написании, имя «Александр» стало нести двойственный аспект: с одной стороны способность утверждать подлинное бытие, а с другой - создавать иллюзию подлинного бытия. Именно в этом иллюзорном мире, нашёл прибежище Александр Грин, предав тем самым своё предназначение, что не могло не сказаться как на его литературной, так и на человеческой судьбе. В последние годы жизни он, вместе со второй женой влачил полуголодное существование, так как литературный фонд СССР не выделил для него писательской пенсии. Скончался Грин 8 июля 1932 года в Феодосии от тяжелой болезни. Из Дома творчества писателей, который располагался неподалеку, никто не пришёл проводить его в последний путь. Да и произведения его после смерти печатались очень редко. Возвращение к читателю произошло лишь после 1956 года.

Читайте также:

Истории об имени. «Александр»

Александр Данилович Меншиков. «Правитель»

Александр Васильевич Суворов. «Воин»

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.