Истории об имени. «Екатерина» I

Дата добавления: 23.02.2016, 00:00:00

Исходя их тех смыслов, содержащихся во внутренней структуре имени «Екатерина», о которых мы говорили в предыдущей статье, можно сделать вывод и о его психологическом характере. Говоря языком психоанализа, садизм, склонность к насилию и доминированию, неопределённая половая роль, а также инфантильная сексуальность «Екатерины» свидетельствуют об анальной ориентированности этого имени. Его характер прослеживается и в той задаче, которую оно выполняет – очищении. Такая акцентуация, согласно Фрейду, как раз и выражается в любви к чистоте, порядку и точности, что на самом деле является «реактивным образованием», то есть ответом на собственную склонность к нечистоте, разрушению, противоправности и т.п. Подобный тип характера выражается в аккуратности, бережливости, упрямстве. Однако бережливость здесь разрастается до скупости, упрямство легко переходит в упорство, которому сопутствуют проявления гнева и мстительности.

Типичные для подобного характера упрямство и независимость могут выражаться в недоверии к другим, которое, зачастую, граничит с нарциссическим эгоизмом и манией величия. Другая черта – неумение по настоящему наслаждаться чем-то приятным, раздражительность, неспособность действовать, если не все детали приведены в порядок, а также «маниакальное стремление к самообладанию».

Но такой характер «Екатерины» не должен рассматриваться как нечто бесспорно негативное. Он наделяет носителей этого имени организаторским талантом, деловитостью, прагматичностью, надёжностью, яркой индивидуальностью. Но вместе с тем, инфантильно-анальная фиксация может провоцировать их на проявление мелочности, скупости, властолюбия, чрезмерного упрямства, расточительности, нечистоплотности и других невротических проявлений, которые усложняют жизнь не только им самим, но и окружающим.

Здесь всё будет зависеть от того, какие сценарии имени «Екатерина» будут реализованы. Если осуществляются негативные модели, то в нём доминируют такие значения как грязь, порок и смерть. Но помимо разрушения и убийства, в нём есть и такие смыслы как способность оберегать, защищать, польза, лечение. То есть присутствует и целительский дар. И «Екатерина», действительно, освобождая антропонимическую систему от лишнего, в каком-то смысле её лечит. Негативные значения здесь складываются в позитивную функцию. Функцию садовника с секатором, который отрезает сухие ветви, причиняя боль, но с другой стороны принося всему растению в целом пользу. То есть в своём высшем аспекте «Екатерина» – это та, кто приносит выздоровление через боль, пользу через причинение формального вреда. Она разрушает что-то, но тем самым убирает лишнее, освобождает место для чего-то нового. Она несёт смерть, которая является условием возрождения через очищение от скверного и грязного. «Екатерина» предоставляет возможность перерождения через кризисные, болевые ситуации.

О том, насколько точно соответствуют действительности перечисленные смысловые уровни имени «Екатерина», говорит вся история его распространения в России. Подобно многим заимствованным именам, оно пришло к нам вместе с христианством из древней Византии и довольно долго, до середины XVII века, оставалось редким. Первым его «популяризатором» стал царь Алексей Михайлович (Тишайший), назвавший «Екатериной» свою дочь, родившуюся в 1658 году. Таким образом, это имя вошло в монарший именослов, что, конечно, положительно отразилось на его популярности. В дальнейшем, росту симпатий имени «Екатерина» способствовала его высокая распространённость в Западной Европе. К началу XVIII века среди городского населения России доля «Екатерин» составляла до 45 %.

Посмотрим, однако, на то, что произошло на Руси и в царском роду вместе с появлением «Екатерин».

Первое, что бросается в глаза – это судьба царевны Екатерины Алексеевны (дочери Алексея Михайловича и Марии Милославской, сводной сестры Петра I), вернее, отсутствие у неё женской судьбы. Как и другие её сёстры, она прожила всю жизнь незамужней. А в царствование Петра, была заподозрена в участии в политическом заговоре, арестована и скончалась в заключении. Между тем, вместе со своим племянником царевичем Алексеем Петровичем именно она крестила Марту Скавронскую, будущую императрицу Екатерину I Алексеевну, ставшей в замужестве Романовой, то есть полной её тёзкой. Не здесь ли кроется исток трагедии дома Романовых, реализовавшейся в 1918 году?

Судьба императрицы Екатерины I также показательна в связи с рассматриваемой нами темой. По свидетельству современников Екатерина стала для Петра своего рода «походной офицерской женой», способной спать на жёсткой постели, жить в палатке и совершать длительные переходы верхом. Во время персидского похода она даже остригла волосы и носила гренадерскую шапку. Екатерина проводила смотр войск, проезжала по рядам перед сражением, ободряя солдат и раздавая им водку. Её не смущали даже пули, свистевшие над головой. Многие царедворцы отмечали тогда, что «в её характере женская чувственность соединялась с чисто мужским напором». Именно такая спутница, именно с таким именем и необходима была царю-реформатору. Ведь задача Екатерины как раз и состоит в отсечении всего отжившего, мешающего преобразованию системы.

 

В характере императрицы Екатерины I женская чувственность соединялась с чисто мужским напором.

После смерти Петра Екатерина была возведена на престол. И здесь, когда исчезла руководящая идеологическая застройка Петра, имя «Екатерина» пошло «в разнос». За годы правления Екатерины I было загублено немало начинаний её мужа. Например, упразднено разделение властей и местное самоуправление. Разрушена стройная организация Сената и искажена коллежская реформа. Екатерина не остановилась даже перед такой реакционной по отношению к делу Петра I мерой, как соединение цифирных школ с духовными семинариями, отдавшей народное образование в руки духовенства.

Но кроме ломки петровских начинаний, следуя программе своего имени, Екатерина активно занялась и самоуничтожением. Современники с горечью упоминают о её невоздержанности в употреблении алкоголя и сексуальных отношениях с многочисленными фаворитами. Стоит ли удивляться, что такая жизнь всего лишь за два года привела её к тяжёлой болезни, а затем и кончине. Не вызывает удивления и тот факт, что из семерых её детей пятеро умерли в младенчестве, и только дочь Елизавета дожила до преклонного возраста.

Продолжение следует… 

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.