Почему я не занимаюсь математикой с дочкой

Дата добавления: 14.10.2017, 00:00:00

Отличная статья про обучение, которое происходит постоянно, а не только на занятиях. Екатерина Бредихина, директор по проектам «Банды умников», делится опытом, что нужно делать взрослому, чтобы такое обучение было эффективным и интересным для ребёнка. 

***
Недавно на семинаре по обучению дошкольников математике меня спросили примерно так: «С вами всё понятно, вы математик, а как же организовать занятия с ребёнком в обычных "домашних" условиях во время ежедневных дел?» И мой ответ, что никаких отличий между математиками и не-математиками нет, не всегда вызывает доверие. Или мне ребёнка специального выдали, «математического», или я какую-то сложную программу придумала, по которой и занимаемся.

Есть общепринятое мнение, что для занятий математикой нужно непременно создать особые условия, подготовить кучу заданий, перечитав множество пособий. И всё это выглядит таким непомерным трудом, что проще и не браться.

На самом деле математика — это очень предметная наука, которую мы используем в жизни постоянно, поэтому любая ситуация может превратиться в интересное занятие и отличную тренировку. Не нужно пытаться выкроить время для специального занятия, можно научиться видеть математику во всём, для этого нужно лишь немного приноровиться.

На словах всё звучит хорошо, а как это получается на самом деле? Вот несколько случаев из нашей с Аней жизни.

***
Мы зашли в кафе погреться и выпить чаю. Пока расплачиваемся, я даю Ане сдачу и говорю: «у нас было 100 рублей, а осталось вот столько. И сколько мы потратили на чай?» Берёт, пересчитывает монетки, думает, пока чай ещё слишком горячий. Посчитала! 

Сидим дальше, и тут Аня замечает на подносе пакетик с сахаром. На нем написано «5 гр.»
— Пять граммов сахара, — говорит она.
— Хорошо, а сколько тогда граммов в двух пакетиках?
— Десять!
— А в трех? (Тут уже надо подумать, под столом подключаются пальцы).
— Пятнадцать!
— Здорово, а сколько пакетиков мне нужно, если я хочу взять 10 граммов сахара?
— Два!
— А если у меня было пять пакетиков и я использовала 15 граммов, то сколько пакетиков у меня осталось?
— Два!

Не все вопросы решаются слёта, иногда приходится и пальцы загибать, и пакетики перед собой выкладывать. Но ей нравится, сидит, на стуле ёрзает — ещё задачек хочется! Решаем пока не надоедает, а потом идём дальше гулять.

***
Делаем новогодние аппликации-ёлочки из цветной бумаги. После работы остаётся много цветных обрезков, их жаль выбрасывать. И я начинаю вырезать из кусочков разные фигурки: квадратики, прямоугольники, неправильные многоугольники. И все они разноцветные. И пока Аня приклеивает ёлочки, я её спрашиваю:

— И сколько тут у нас квадратов?
— Два.
— А прямоугольников?
— Два.
— А квадрат — это прямоугольник?
— Да!
— Значит, сколько тут прямоугольников?
— Четыре!
— Верно!
— А вот у этой фигуры сколько углов? (Фигура хитрая с вогнутым углом).
— Четыре! (Считает верно, хитрый угол не запутал).
— А чего больше: квадратов или четырёхугольников?
— Квадратов? (Так, будем разбирать подробнее).
— Давай сюда складывать четырехугольники, а сюда — квадраты.

Разложили, и тут возник вопрос: «а квадрат — четырёхугольник?» В общем, с классификацией разобрались. А тут ещё идея со множествами.

«Давай с одной стороны класть четырёхугольники, а с другой — красные фигурки». Самое интересное получается, когда попадается красный четырёхугольник. Оказывается, что он является «мостиком» между двумя группами. (Если математически, то пересечением двух множеств). Ещё поискали пересечения у других фигурок, и вернулись к нашим ёлочкам.

***
Даже работающим мамам приходится готовить еду, так что на кухне мы часто вместе. А у нас есть очень полезная штука — кухонные весы. Каждый рецепт мы проверяем и делаем вместе. «Так, сколько тут у нас муки? Давай, насыпай. Ещё немного, ещё, достаточно! А давай проверим, столько стаканов воды будут весить так же? А как думаешь, молоко будет весить столько же, сколько и вода?»

Проверяем, всё измерили. Теперь, пока всё готовится на плите, можно углубиться в тему взвешивания.

— А давай сыграем, кто угадает вес! Как думаешь, сколько весит стакан воды?
Посмотрели, взвесили, чтобы убедиться.
— А сколько в килограмме граммов, помнишь?
— Сто! (Все дети любят число «сто», круглое и красивое)
— Точно? (Насупилась, не помнит).
— Ну, давай измерять. Вот у нас в пакете 2 килограмма муки. Сколько показывают весы?
— Две тысячи!
— Ага, это два килограмма, а сколько тогда в одном?
— Тысяча!
— Верно! А теперь давай взвешивать разные предметы и записывать вес. А теперь берём другие вещи и пытаемся угадать их вес с учётом того, что мы уже узнали. Можно подержать на руке похожие предметы. А если всё, что под руку попалось, взвесили — можно решать задачки типа «сколько нужно положить, чтобы получилось столько-то граммов». Пока играли — всё готово, можно идти обедать!  

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.