Снова в школу: советы детского психолога о том, как плавно перейти из режима ничегонеделанья в рабочий ритм

Внезапно каникулы закончились и начались трудовые будни. Как помочь детям вернуться к привычному распорядку учебной жизни и избежать стресса, рассказывает детский психолог Людмила Свешникова.

 

Шаг первый. «Разведка на местности».

Главное, что родителям стоит помнить – скорость движения ребенка гораздо выше вашей скорости движения, образно выражаясь. Если для вас и календаря праздники равны приблизительно двум неделям, у ребенка время летит быстрее в несколько раз. По его внутренним ощущениям, прошла уже масса времени – примерно месяца два, если проводить параллель с нашими ощущениями, и было столько новых впечатлений, что старые абсолютно выветрились у него из головы. Поэтому вопрос: «Как ты мог забыть за это время свое расписание??» - риторический. Мог и забыл. И даже самый уверенный в себе ребенок после каникул чувствует беспокойство: как будет выглядеть его ближайшее завтра, все ли он сделал так, как надо.
Так что мы просто берем и проговариваем то, что ему предстоит – подробно вспоминая даже то, что по вашему мнению, он должен знать, как дважды два. То, что раньше делалось на автопилоте, сейчас не работает. Поэтому мы вместе с ребенком собираем портфель, вспоминаем, куда мы складываем форму для занятий физкультурой и как и где храним ручки и карандаши. А главное – не раздражаемся на ребенка за это. Ведь в противном случае стресс уйдет в болезнь на психосоматике, и через неделю у нас на руках будет больной ребенок: простуженный, с внезапной температурой, слабостью и прочими пост-каникулярными прелестями.

Шаг второй. «Где мы были, мы не скажем, но что делали, покажем!»

Даже самый скромный ребенок хочет удивить окружающих, показать себя. С этой точки зрения тема «Как я провел каникулы» - отличный вариант для того, чтобы стимулировать малыша с радостью пойти в школу. Сейчас значимость самой учебы не так высока, как возможность рассказать друзьям о том, какие интересные каникулы он провел. Превратите отчет о каникулах в совместный проект. Помогите ребенку интересно подать его версию этих двух недель, чтобы он мог это рассказать и показать. Что ему самому больше всего запомнилось и понравилось, чем ему хотелось бы поделиться с друзьями? Вот это наверняка станет мотивацией для возвращения в школу, а вовсе не «10 новых правил пунктуации, которые ты узнаешь на уроках русского языка на этой неделе».

Шаг третий. «Другие тоже принесли».

Допустим, вы на каникулах свозили ребенка в сказочную рождественскую Прагу – с ежедневными экскурсиями, фотосессиями и визитами в разные вкусные места. И тут сын/дочь приходит из школы и взахлеб рассказывает, что «а вот Маня на каникулах ходила в Дарвиновский музей, и там так классно, так здорово, я тоже туда хочу!». Чаще всего первая реакция родителя – некая обида. Ну и что, говорит мама, подумаешь, музей, а вот мы зато… И начинаются замеры и соревнования. Остановитесь. Посмотрите на это с другой стороны: это не состязание, кто развлек ребенка более интересным способом. Это возможность расширить кругозор ребенка за счет друзей.
В моей практике была девушка, которая стала биологом после того, как услышала рассказ подруги о визите в Зоологический музей. Он произвел на нее такое сильное впечатление, что она загорелась, отправилась туда сама – и это стало точкой отсчета для ее дальнейших интересов и даже профессионального выбора. Так что не ревнуйте. Лучше вечерами спрашивайте малыша, что интересного он услышал/узнал от других сегодня.

Шаг четвертый. Возможность передышки.

Новая жизнь началась с понедельника. Ранние подъемы, учеба, уроки, учеба, уроки, возможно, кружки - в общем, все радости школьного и дошкольного возраста онлайн… Посмотрите на ребенка и… пропустите среду. Я имею в виду, разрешите ему не пойти в школу посреди рабочей недели. Конечно, тут стоит учитывать два факта: первый - возможную реакцию педагога/педагогов. Некоторые относятся к таким пропускам лояльно, другие могут строго отчитать ребенка, и это станет для него дополнительным стрессом. И второй - реакцию сына или дочки. Кто-то обрадуется возможности прогулять, а кто-то может даже расстроиться: другие-то в это время будут в школе общаться и блистать! Сюда же относим возвращение к дополнительным занятиям: может, не стоит начинать их одновременно со школьными? Конечно, если ребенок не ждал все каникулы, когда он вновь пойдет в художественную студию, например. В этом случае не стоит лишать его долгожданного удовольствия. 

Шаг пятый. Определите приоритеты.

Вообще, это хорошо делать не только после каникул, но и по жизни. Допустим, вы запланировали на сегодня 20 дел, но успели сделать всего 5. А на завтра запланировано еще 20 новых. Как вы будете себя при этом чувствовать? «Я не успел, не справился, дела нарастают, как снежный ком, я не знаю, за что хвататься», - вот самая частая реакция взрослого человека на внезапное «деловое цунами», не говоря уже о ребенке. Поэтому поделите все дела согласно иерархии: абсолютно необходимые, важные, желаемые и так далее. Скажем, вот 5 дел, которые нужно сделать «кровь из носу» именно сегодня. Сделал еще пять дел – молодец, прекрасно! Нет – ну что ж поделать, перенесем их или отменим.
Наращивайте нагрузку постепенно, чтобы у малыша не было ощущения внезапного «цунами», от которого он «приседает» и которое выбивает его из колеи. Ориентируйтесь на субъективный комфорт ребенка, а не на то, что кажется вам объективно важным. В конце концов, если он разок не успеет выполнить задание по математике, мир не рухнет. Кстати, грамотные педагоги не ставят двойки в первую неделю-две после каникул. Они, скорее, поставят в журнале точку и попросят досдать материал потом. И тут ваша роль, как родителя – помочь ребенку определить приоритеты. Скажем, если у вас вредная англичанка – значит, английский стоит сделать. Не бойтесь разбаловать ребенка: на следующей неделе это уже может быть топ-10, а не топ-5. Дайте ему время – он привыкнет и вернется в обычный режим. И вы – вместе с ним. А кто говорит, что воспитание - дело легкое!