Не бойтесь выходить за рамки!

В данной статье мы хотим рассказать о такой малоизученной области психики, как воображение, и о результате его – творческом мышлении.
Творческая личность до недавнего времени считалась следствием генетики, но ура – психологи доказали, что воображение – это не врожденное качество, а однозначно развиваемое и его, как и физическую силу нужно тренировать!
Можно! А нужно ли? Спорной остается и тема полезности воображения. Одни считают воображение и способность придумывать – фактором выживания в современных быстро меняющихся условиях, других пугает фантазия ребенка и они стараются пресечь попытки сочинителя.
Как же мы недооцениваем детское воображение!
Давайте дадим слово тем великим, чьему воображению мы обязаны многим!:
Сколько людей называли меня фантазером, как насмехался над моими идеями наш заблуждающийся близорукий мир. Нас рассудит время. Никола Тесла.
Воображение важнее знания. Альберт Эйнштейн.
Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху. Джим Рон
Если мы хотим научиться думать, то прежде всего должны научиться придумывать. Д. Родари.
Воображение решает всё. Блез Паскаль.
Воображение не есть что-то отдельное и закрытое, это не способ ухода от реальности, но способ привлечения реальности. Ирвинг Хоу.
Для изобретения нужно хорошее воображение и куча хлама. Томас Эдисон
Без этой игры с фантазиями не родилась еще ни одна творческая работа. Сколько мы должны игре воображения, подсчитать невозможно
Карл Юнг
Фантазия является самой удивительной, чудотворной, непостижимо мощной силой в мире. Наполеон Хилл (был советником двух президентов и получил множество благодарностей от величайших людей во всём мире, которым он помог добиться успеха)

Цель школы, по Л. Н. Толстому, — это воспитание творческой, нравственной личности, задача обучения и воспитания — это формирование творческого мышления и нравственного самосознания. «Если ученик в школе, — указывал он, — не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Система образования и должна содействовать гармонии развития учащегося. Высшими способностями, по мнению Л.Н. Толстого - замечательного педагога и писателя, являются воображение, творческое мышление, соображение, он выступал за то, чтобы ребенок осознанно усваивал знания, учился наблюдательности.
Генри Форд полагался на воображение и веру. Уолт Дисней сказал, что если бы он не видел Диснейленд в своём разуме, остальной мир не увидел бы его на Земле. Бил Гейтс представил себе его продукцию, прежде чем она стала настоящим программным обеспечением, на котором мы работаем. Следует помнить, что многие из великих людей в мире начали с образа в голове и построили империи.
В конце концов, даже сказка о крылатых людях намного опередила изобретение летательного аппарата, которое оказалось возможным реализовать на практике.
А сейчас, когда создана теория решения изобретательских задач (созданная советским ученым Г. Альтшуллером и признанная во всем мире, ее применяют в Великобритании, Франции, Канаде, Мексике, США, Японии и др. странах), и мы можем воспитать наших детей создателями, а не потребителями, мы все также равнодушны к способностям своих детей..Развивать творческое мышление нужно не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом!
Прикладывая усилия к развитию воображения ребенка, мы учим его:
- Делать самостоятельные выводы и обобщения.
- Быть уверенным в себе.
- Быть успешным в процессе обучения в школе, с развитием воображения все остальные предметы будут усваиваться ребенком легко и непринужденно, т.к. воображение - это инструмент понимания, мышления и запоминания.
- Искать множество нестандартных способов решения задач и проблем.
- Уметь предлагать что-то новое.
- Легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, учатся выкручиваться из любой сложившейся ситуации.
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был успешен в любых сферах, которые важны для него сегодня и в тех, которые будут актуальны через 20 лет, развивайте его воображение!


А как развивать творческое мышление и с чего начать?
Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. С угасанием способностей можно бороться, но стоит это огромного труда. А тем, кто начал вовремя, все дается играючи.
Притча в тему: «Где-то в глубине Африки в прошлом веке обнаружили племя, все члены которого были больны туберкулезом. Болезнь считалась нормой. Дети, рождаясь здоровыми, тут же заражались от родителей. Что такое старость — в этом племени никто не знал. Иногда случайно появлялся на свет ребенок с врожденным иммунитетом к туберкулезу, но именно его считали больным. Страшно...»
Но есть не менее страшная, очень заразная болезнь, которой страдает, не подозревая об этом, все человечество, — неталантливость! Каждый ребенок рождается с задатками гения, но в первые месяцы, годы жизни заражается вирусом коррозии гениальности. Организм борется с болезнью. Врожденной гениальности хватает на освоение языка, на то, чтобы научиться ориентироваться в обществе, но в конце концов среда побеждает. Редчайших людей, у которых оказался врожденный иммунитет, мы называем гениями. Раньше их пытались лечить сильными средствами, до костра включительно. Теперь — просто смотрят на них с некоторой опаской. А гениальность — не чудо, не исключение, а единственное достойное человека состояние! Сегодня мы убеждены в том, что творческой личностью может стать каждый человек, что коррозию таланта можно не допустить, вылечить. Только нелегкое это лечение.
Необходимо социальное подкрепление творческого поведения. Поощряйте все творческие решения своего ребенка!
Также, взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения.

Педагогический совет по развитию воображения заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.
Приведем несколько общих приемов развития воображения:
Сочиняйте сказки с совершенно случайными предметами.
Придумывайте различные вопросы, начинающиеся со слова «Если..» («Если моющее средство будет намного сильнее, то…» и т.д.).
Додумывайте непонятные изображения (облака, трещины в стенах, кляксы).
Придумывайте собственные шифры, загадки, рифмы, дизайн предметов.
Соединяйте 2 предмета в один, у вас будут получаться самые необычные изобретения.
Придумывайте для чего можно использовать тот или ной предмет еще, кроме его прямого предназначения. 

Автор статьи - Антонова Наталья Викторовна, руководитель Школы Творческого Мышления, г. Иркутск, ул. Чкалова 39А, зал 210 (ост. Сквер Кирова/Ин.Яз.)
Телефон: 89641013377

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.