Перестаньте сравнивать себя с другими людьми! И ребенка отучите!

Вы когда-нибудь просматривали в сетях записи и фотки своих знакомых – знаете, с этаким смешанным чувством? Вот живут же люди! – отличная работа, путешествия на край света, дети адекватные и, похоже, семейная идиллия. А у тебя – вроде, и нормально все, но блеска никакого нет. По сравнению с другими то.

Привычку сравнивать себя с окружающими мы приобретаем еще в детстве.

– Ванечка, посмотри, в садике уже все дети читать умеют. А ты никак не научишься! Как же ты в школу пойдешь?

-Маша, ты почему бука такая? Вон другие девочки в куклы играют, а ты к ним подойти боишься.

Казалось бы, ну и что? Это ж объективные вещи – Ванечка действительно читать не умеет, а у Маши подружек нет. Проблема в том, что детям сообщают не просто факт об их поведении, детей оценивают. С помощью сравнений. Мы приписываем детям те или иные черты, мы ранжируем их и выстраиваем в шеренгу. Мы навязываем им вектор развития – стремись за лидером, не будь отстающим.

Опять же, кто-то спросит – а что в этом плохого? Мы же мотивируем детей становиться лучше. Плохо то, что с такой мотивацией крайне сложно реализовать свой потенциал и найти призвание. Потенциал и призвание – вещи абсолютно уникальные. Откуда им взяться, если дети будут постоянно догонять кого-то? Расти с оглядкой на более «успешных» товарищей. Вместо того, чтобы своей дорогой идти, свою собственную жизнь строить.

Кстати, плохи не только сравнения со знаком минус, но и со знаком плюс.

– Мам, я контрольную на трояк написал. Но ты не ругайся, у нас половина класса вообще двойки получила.

— Дружок, двойки однокашников – это тебе не оправдание. Ты сам почему оплошал? – не готовился? Если ты думаешь, что хорош только потому, что все вокруг плохи – так это не правда. Ты хорош, если растешь постоянно. Если пытаешься стать лучше. Каждый день устанавливаешь для себя более высокую планку.

Как перестать сравнивать. Основное правило: учим ребенка сравнивать себя не с другими людьми, а с самим собой. Если вчера он совершенно не разбирался в процентах, а сегодня самостоятельно решил пару задачек, — это здорово! Это успех! Несмотря на то, что его товарищи давным-давно этому научились.

Если вам кажется, что ваш ребенок медлительный, не сообразительный, пугливый и вообще какой-то не такой по сравнению с другими ребятишками, то это проблема. Не ребенка, а ваша. Каждый ребенок уникален, у каждого свой путь и свой темп. Не подгоняйте, не выравнивайте!

Это не означает, что не надо решать проблемы, если таковые имеются. Решайте! Но делайте это не для того, чтобы вписать ребенка в норму, запихнуть его в «топ» или сделать похожим на соседского Васеньку. Помогите ребенку получить удовольствие от процесса обучения, совершенствования своих умений и навыков. Помогите ему открыть свои сильные стороны (его собственные, не Васенькины).

А когда вас посетит мысль о том, что все вокруг такие успешные и блестящие – не чета вам – вспомните, что и ваша жизнь уникальна. И достойна того, чтобы ее не принижали, не коверкали из желания соответствовать глянцевым фоткам вконтакте или бодрым рассказам о поездке на Канарские острова.

Замечательная инфографика «Перестаньте сравнивать себя с другими людьми!» в моем переводе. 

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети».

Голосов: 2
Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.