Куда развивать детей
Дата добавления: 12.10.2017, 00:00:00
Это глава из книги «Исцеление материнством».
Почему многие люди не могут найти себя? Давайте представим ситуацию: родился человек с отличным данными для того, чтобы стать певцом. Идеальный музыкальный слух, голос, тяга к музыке. Родился он в обычной семье и пошел в обычную школу. Параллельно, может быть, ходит в школу музыкальную.
И вот приносит он дневник из школы. А там двойки по математике и русскому, тройки по химии и физкультуре, и только по музыке отлично. Что делает обычная мама? Хватается за голову. Почему? Потому что у нас считается, что человек обязан быть одинаково успешен во всем, это называется «всесторонне развит». Он не имеет права иметь двойки и тройки, не имеет права к некоторым предметам относиться плохо, не понимать и не любить.
Что делает мама? Нанимает ему репетитора по математике и русскому. Отдает в спортивную секцию, чтобы подтянуть физкультуру. И если этому всему вдруг начнет мешать музыкальная школа, она просто отпадет сама собой – это все равно несерьезно и никому не нужно. Некогда заниматься призванием, предназначением. Надо получить пятерки по всем предметам, потом разберемся со всем остальным. Так ребенок начинает мучиться нелюбимыми и непонятными предметами и в школе, и после школы, а для того, что ему действительно нравится, нет ни времени, ни сил.
Так человек десять лет учится, уделяя больше внимания и времени не тому, к чему душа лежит – оно же само получается – а тому, что совсем никак не дается. Хорошо с литературой и английским? Ну и хорошо, пусть будет. А вот математикой мы будем заниматься усиленно и круглосуточно.
Мы фокусируемся на слабых сторонах ребенка, игнорируя сильные, пытаясь все подтянуть к некоему единому уровню. И нам это удается.
Да, он получает хороший аттестат, вот только потом его мучает вопрос – кто я? Что я? И что мне делать?
Представьте другой вариант. Такой же ребенок в другой семье. У него отлично с музыкой, хорошо с литературой и иностранным. Плохо с математикой и физкультурой. Что делает мама этого ребенка? Она делает акцент на его сильных сторонах. Больше времени и возможностей для музыки. Репетитор по иностранному языку, дополнительные возможности для литературы – регулярная покупка новых книг, членство в хороших библиотеках, свободное время для чтения книг, обсуждение прочитанного. Творческий подход к физкультуре – например, соединение ее с музыкой – вот вам и секция танцев. Тело развивается гармонично, и ребенку это нравится. А когда ребенок расстроен очередной тройкой по математике, мама переключает его внимание на то, что у него уже хорошо получается.
Через десять лет он тоже закончит школу. Его аттестат может выглядеть хуже в целом. Но он точно знает, чего хочет. Плюс он не только обычную школу закончил, но и музыкальную, с отличием. Уже где-то поет и выступает. Может петь и на английском – потому что язык у него почти как родной. А главное – человек знает, что ему нравится и чего хочет. Он точно никогда не станет бухгалтером и экономистом, но его это и не волнует.
Мы думаем, что должны перед ребенком открыть все-все двери. Мы так стараемся, чтобы он мог поступить в любой ВУЗ, выбрать любую профессию.
Так стараемся открыть все возможные двери, что часто закрываем самую главную, его дверь. И все остальные есть, открыты, но самой главной уже не найти и не вспомнить.
И вроде как уже и таланта не так много, и денег этим не заработаешь, и не престижно, и поздно.
Ребенок не может и не должен хорошо соображать по всем-всем-всем предметам. Это раз. Он личность с рождения, со своими талантами и особенностями, это нельзя игнорировать. Если его ум не заточен под математику, можно долбить и зубрить, но пользы это не принесет.
Во-вторых, широта сознания становится поверхностностью, когда мы не имеем точек углубления. Должны быть места, которые мы изучаем глубже, потому что нам это нравится. И если пробежаться по верхам всего ребенка заставить можно, углубиться он сможет только туда, куда сам захочет.
В-третьих, надо разобраться – вам все-таки шашечки или ехать? Вам нужен красный диплом чего-нибудь, чтобы всем хвастаться и в сервант поставить, или все-таки вы хотите, чтобы ребенок нашел свое место и развивался в своем деле?
Вы хотите, чтобы он был счастлив, или же вы хотите, чтобы он не причинял вам беспокойств?
В-четвертых, вопреки мифам, скажу, что то, что ему дается хорошо, само не вырастет, если это не поливать. И тем более не вырастет, если вместо этого заниматься тем, что не получается. Это то же самое, что прийти к лягушке и сказать: «Слушай, ну прыгать по болотам у тебя получится само. Давай будем учиться летать, это круче!». Научите ли вы ее летать? Она у вас еще и прыгать разучится и потеряется, не понимая, что ей все-таки делать.
В-пятых, да, есть дети упрямые, точно знающие чего хотят, их не так просто сбить с пути или направить туда, куда им не надо. Но таких детей единицы. Большинство из любви к папе и маме готовы предавать себя, отправляясь в указанном направлении даже если не хочется.
А потом мы хватаемся за голову – ему ничего не интересно, он ничего не хочет, ему бы только в компьютерные игры играть, в соцсетях зависать… А что вы можете предложить ему вместо этого? Учебу в школе и долбежку ненавистной математики? Вы знаете, что ему интересно, к чему его душа лежит? И что вы сделали для того, чтобы помочь ему найти это в себе?
Найдите таланты вашего ребенка, заметьте его особенности и склонности и развивайте это.
Если мальчик талантливый футболист, позвольте ему заниматься футболом несколько часов каждый день, так он будет повышать свой уровень. Если девочка невероятно пластична, позвольте ей танцевать каждый день, заниматься растяжкой, гимнастикой. Если ребенок гуманитарий, развивайте его в этом направлении – языки, литература, вдруг он станет писателем, журналистом или переводчиком. Если же ребенок любит математику – дайте ему возможность погрузиться в нее так глубоко, как он хочет – кружки, секции, соревнования. Даже если он писать будет с ошибками, но может быть, он вырастет в профессора математики.
Есть американские исследования, которые говорят о том, что лучшим в своей сфере становится тот, кто тратит на это большее количество часов. Если вы каждый день рисуете по 5-6 часов, у вас больше шансов стать известным художником, чем у тех, у кого есть данные, но нет времени на совершенствование. Если же вы каждый день тренируетесь в чем-то, у вас есть все данные для того, чтобы преуспеть. И у каждого ребенка есть то, чем он готов заниматься с утра до вечера, главное – не отбить ему охоту.
Делайте акценты на сильных качествах его личности, укрепляйте их! И даже если он закончит школу не так блестяще, как вам бы хотелось, он не потеряет себя и внутреннего огня, ведущего его в этом мире.
Ольга Валяева – valyaeva.ru
Читайте так же: