ФИНАНСОВАЯ МОТИВАЦИЯ РЕБЁНКА НА УЧЕБУ. «ЗА» и «ПРОТИВ».
Дата добавления: 09.01.2019, 00:00:00
Я несколько раз получал вопросы о том, как я отношусь к тому, чтобы давать деньги детям за хорошие оценки. И сегодня я решил подробно разобрать этот вопрос.
⠀
Понятно что современные дети, выросшие в мире активного потребления, рекламы и массы различных соблазнов очень ориентированы на деньги. Почти все мои парни, пока кроме Ванюши, уже просят на все праздники дарить им исключительно деньги.
И раз уж деньги так желанны, то на первый взгляд кажется вполне логичным использовать их в качестве мотиватора на хорошую учебу.
Но в этом подходе есть очень много подводных камней, которые нужно заранее учесть.
⠀
Чаще всего родители используют две схемы подобной мотивации:
1. Некая сумма выдаётся просто за факт получения «Пятерки», а иногда и «Четверки». Без привязки к другим отметкам.
2. За хорошие отметки деньги начисляются, а за плохие вычитаются. В итоге ребёнок получает разницу оставшуюся после учета всех его оценок например за неделю. А если разница отрицательная, то тут возможны варианты. Либо ребёнок ничего не получает, а новая неделя начинается с чистого листа. Либо накопленный минус переходит на следующую неделю и его нужно будет перекрывать хорошими отметками следующих периодов.
⠀
► Первая схема нравится мне меньше всего, т.к. позволяет зарабатывать деньги без системного отношения к учебе, просто по мере надобности. Хочу завтра пойти с друзьями в кино, накануне хорошо сделал уроки, сам вызвался к доске, получил пятерку и нужную сумму на развлечения. Завтра было лень заниматься, да и сильной потребности в деньгах не было, так что ничего не делал, получил двойку ну и ладно.
⠀
В итоге получается, что родители постоянно платят за оценки, а общая ситуация с учебой нисколько не улучшается.
А ещё возможны перегибы, когда ребёнок получает хорошие оценки и деньги за них по малозначимым предметам, типа музыки и рисования, имея полный провал по основным. Но при этом деньги у него тоже есть.
А вводить ограничение, что мы даём деньги только за пятёрке по математике и русскому языку, это дать недвусмысленный сигнал ребёнку, что все остальные предметы можно забросить, т.к. они не важны.
В общем у этого подхода явно больше минусов чем плюсов.
⠀
► Вариант номер два, хоть и более сложен в исполнении, но конечно более сбалансирован. Он стимулирует равномерно хорошо учиться в течение одного отчетного периода. Чаще всего этим периодом выбирают одну учебную неделю.
Но и у него есть целый ряд недостатков.
⠀
Если результаты обнуляются каждую неделю (т.е. возможный минус прошлой недели не переходит на эту), то срабатывает та же логика, что и с отдельными оценками. На этой неделе деньги нужны, активно работаю. На следующей не особо нужны и все как-то лениво, то можно и похалтурить. А итоговые оценки в итоге весьма печальны.
А ещё, как показала практика, если в начале недели ребёнок получил пару плохих оценок и его виртуальный счёт сильно ушёл в минус, дети чаще всего считают что дела не задались с самого начала и напрягаться уже и не стоит.
Если же начнёте использовать схему с минусом переходящим на следующие недели, то конечно решите проблему, когда ребёнок одну неделю старается, а другую отдыхает. Но у Вас ещё в большей степени проявится вторая упомянутая проблема, потери мотивации из-за набранных ранее минусов. И ребёнок может решить для себя что видимо у него нет никаких шансов что-то заработать, так зачем напрягаться.
Да и уровень стресса у ребёнка из-за растущего минуса может возрасти.
⠀
А ещё оба эти подхода имеют одну очень важную системную проблему! Когда Вы начинаете регулярно платить ребёнку за учебу, в его сознании Вы как бы подменяете основные ценностные установки. ОН УЧИТСЯ НЕ ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ СВОЕГО БУДУЩЕГО, А УЧИТСЯ ДЛЯ ВАС ЗА ДЕНЬГИ, КОТОРЫЕ ВЫ ЕМУ ПЛАТИТЕ ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ВАМИ СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ. Т.е. ответственность за процесс переходит от ребенка к Вам, как к организатору. А если в рамках этой системы ещё и не получается заработать, то вообще не имеет смысла напрягаться. Помните классическую фразу из нашего советского прошлого: «Вы никогда не сможете платить мне так мало, как мало я могу работать». А это как Вы понимаете очень печальная установка для будущей жизни.
⠀
Поэтому учёба на мой взгляд не должна сопровождаться регулярными родительскими платежами.
Но один вариант финансовой мотивации на мой взгляд имеет право на существование.
⠀
► Это вариант разового и весомого денежного бонуса за целый учебный год или за учебную четверть (для младших классов), законченных например на одни пятёрки или без троек. В зависимости от того, каковы текущие успехи вашего школьника.
⠀
В этом случае сумма бонуса является для ребёнка настолько желанной, что она будет заставлять его собираться и браться за дело вновь и вновь, даже в случае разовых сбоев. И конечно родители могут и должны поддерживать малыша, видя что где-то у него не все ладится.
⠀
Ребёнок приобретает навыки длительного планирования своих действий и расстановки сбалансированных приоритетов, т.к. ему нужно найти разумный компромисс и не допустить провала ни по одному из предметов.
⠀
Поскольку платежи не носят регулярного характера, то и ощущения учебы за деньги не возникает. Он учится для себя. А в случае большого успеха, родители делают ему большой подарок.
И ещё важный плюс. Получив разом некую существенную сумму, ребёнок сможет купить себе что-то стоящее и запоминающееся. Что будет ему напоминать о прошлом успехе и мотивировать его повторить. Что было бы с трудом достижимо в случае частых, но маленьких платежей.
Так что, если уж и вводить финансовую мотивацию за учебу, то платить за достигнутый большой результат.
⠀
А на текущие потребности ребёнка выдавать ему карманные деньги, не привязанные ни к оценкам, ни к поведению. Но об этом мы уже говорили раньше.
⠀
На сегодня это все. И в конце хочу спросить Вас.
Вы поощряете деньгами хорошие отметки? Как к этому относитесь? Согласны с моими мыслями?