ФИНАНСОВАЯ МОТИВАЦИЯ РЕБЁНКА НА УЧЕБУ. «ЗА» и «ПРОТИВ».

Дата добавления: 09.01.2019, 00:00:00

Я несколько раз получал вопросы о том, как я отношусь к тому, чтобы давать деньги детям за хорошие оценки. И сегодня я решил подробно разобрать этот вопрос.

Понятно что современные дети, выросшие в мире активного потребления, рекламы и массы различных соблазнов очень ориентированы на деньги. Почти все мои парни, пока кроме Ванюши, уже просят на все праздники дарить им исключительно деньги.
И раз уж деньги так желанны, то на первый взгляд кажется вполне логичным использовать их в качестве мотиватора на хорошую учебу.
Но в этом подходе есть очень много подводных камней, которые нужно заранее учесть.

Чаще всего родители используют две схемы подобной мотивации:
1. Некая сумма выдаётся просто за факт получения «Пятерки», а иногда и «Четверки». Без привязки к другим отметкам.
2. За хорошие отметки деньги начисляются, а за плохие вычитаются. В итоге ребёнок получает разницу оставшуюся после учета всех его оценок например за неделю. А если разница отрицательная, то тут возможны варианты. Либо ребёнок ничего не получает, а новая неделя начинается с чистого листа. Либо накопленный минус переходит на следующую неделю и его нужно будет перекрывать хорошими отметками следующих периодов.

► Первая схема нравится мне меньше всего, т.к. позволяет зарабатывать деньги без системного отношения к учебе, просто по мере надобности. Хочу завтра пойти с друзьями в кино, накануне хорошо сделал уроки, сам вызвался к доске, получил пятерку и нужную сумму на развлечения. Завтра было лень заниматься, да и сильной потребности в деньгах не было, так что ничего не делал, получил двойку ну и ладно.

В итоге получается, что родители постоянно платят за оценки, а общая ситуация с учебой нисколько не улучшается.
А ещё возможны перегибы, когда ребёнок получает хорошие оценки и деньги за них по малозначимым предметам, типа музыки и рисования, имея полный провал по основным. Но при этом деньги у него тоже есть.
А вводить ограничение, что мы даём деньги только за пятёрке по математике и русскому языку, это дать недвусмысленный сигнал ребёнку, что все остальные предметы можно забросить, т.к. они не важны.
В общем у этого подхода явно больше минусов чем плюсов.

► Вариант номер два, хоть и более сложен в исполнении, но конечно более сбалансирован. Он стимулирует равномерно хорошо учиться в течение одного отчетного периода. Чаще всего этим периодом выбирают одну учебную неделю.
Но и у него есть целый ряд недостатков.

Если результаты обнуляются каждую неделю (т.е. возможный минус прошлой недели не переходит на эту), то срабатывает та же логика, что и с отдельными оценками. На этой неделе деньги нужны, активно работаю. На следующей не особо нужны и все как-то лениво, то можно и похалтурить. А итоговые оценки в итоге весьма печальны.
А ещё, как показала практика, если в начале недели ребёнок получил пару плохих оценок и его виртуальный счёт сильно ушёл в минус, дети чаще всего считают что дела не задались с самого начала и напрягаться уже и не стоит.
Если же начнёте использовать схему с минусом переходящим на следующие недели, то конечно решите проблему, когда ребёнок одну неделю старается, а другую отдыхает. Но у Вас ещё в большей степени проявится вторая упомянутая проблема, потери мотивации из-за набранных ранее минусов. И ребёнок может решить для себя что видимо у него нет никаких шансов что-то заработать, так зачем напрягаться.
Да и уровень стресса у ребёнка из-за растущего минуса может возрасти.

А ещё оба эти подхода имеют одну очень важную системную проблему! Когда Вы начинаете регулярно платить ребёнку за учебу, в его сознании Вы как бы подменяете основные ценностные установки. ОН УЧИТСЯ НЕ ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ СВОЕГО БУДУЩЕГО, А УЧИТСЯ ДЛЯ ВАС ЗА ДЕНЬГИ, КОТОРЫЕ ВЫ ЕМУ ПЛАТИТЕ ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ВАМИ СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ. Т.е. ответственность за процесс переходит от ребенка к Вам, как к организатору. А если в рамках этой системы ещё и не получается заработать, то вообще не имеет смысла напрягаться. Помните классическую фразу из нашего советского прошлого: «Вы никогда не сможете платить мне так мало, как мало я могу работать». А это как Вы понимаете очень печальная установка для будущей жизни.

Поэтому учёба на мой взгляд не должна сопровождаться регулярными родительскими платежами.
Но один вариант финансовой мотивации на мой взгляд имеет право на существование.

► Это вариант разового и весомого денежного бонуса за целый учебный год или за учебную четверть (для младших классов), законченных например на одни пятёрки или без троек. В зависимости от того, каковы текущие успехи вашего школьника.

В этом случае сумма бонуса является для ребёнка настолько желанной, что она будет заставлять его собираться и браться за дело вновь и вновь, даже в случае разовых сбоев. И конечно родители могут и должны поддерживать малыша, видя что где-то у него не все ладится.

Ребёнок приобретает навыки длительного планирования своих действий и расстановки сбалансированных приоритетов, т.к. ему нужно найти разумный компромисс и не допустить провала ни по одному из предметов.

Поскольку платежи не носят регулярного характера, то и ощущения учебы за деньги не возникает. Он учится для себя. А в случае большого успеха, родители делают ему большой подарок.

И ещё важный плюс. Получив разом некую существенную сумму, ребёнок сможет купить себе что-то стоящее и запоминающееся. Что будет ему напоминать о прошлом успехе и мотивировать его повторить. Что было бы с трудом достижимо в случае частых, но маленьких платежей.

Так что, если уж и вводить финансовую мотивацию за учебу, то платить за достигнутый большой результат.

А на текущие потребности ребёнка выдавать ему карманные деньги, не привязанные ни к оценкам, ни к поведению. Но об этом мы уже говорили раньше.

На сегодня это все. И в конце хочу спросить Вас.
Вы поощряете деньгами хорошие отметки? Как к этому относитесь? Согласны с моими мыслями? 

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.