Про подготовку к «настоящей жизни»

Дата добавления: 25.12.2016, 00:00:00

В своей статье Сергей Пархоменко, креативный директор «Банды» и автор всех наших игр, расскажет о том, когда уже начнётся у наших детей настоящая жизнь!

Время от времени на каких-то тематических тусовках и выступлениях мне задают вопрос типа: «Да, понятно, что детям больше нравится недирективный игровой подход, это весело и всё такое, но Вы уверены, что он эффективнее традиционного способа, когда дети с педагогом системно и последовательно прорабатывают программу?»

Я не сразу осознал, что не так с этим вопросом, и сначала пытался отвечать «в лоб», прямо как вопрос задан. Мол, смотрите: к примеру, при игре в «Турбосчёт» ребёнок делает столько-то операций в минуту, а на традиционном уроке решает всего столько-то, потому что в игре, за счёт вовлеченности и мотивации, можно достигнуть намного более высокой эффективности.

Только сейчас до меня дошло, в чём подвох этого вопроса. Он подразумевает, что неважно, что там «детям нравится», ведь они – это просто объекты неких педагогических воздействий, и их «нравится» вовсе не имеет отношения к эффективности.

Родители часто воспринимают детство как время подготовки к «настоящей жизни», буквально игнорируя тот факт, что их дети уже, вот прямо сейчас, живут! Что все уроки, перемены, кружки, секции, музыкалки, подготовительные и индивидуальные занятия и так далее — это уже прямо сейчас содержание их жизни, то, что наполняет её эмоциями, впечатлениями, отношениями, воспоминаниями, переживаниями. И если им скучно в школе, а школа занимает половину их жизни — значит, половина их жизни скучна.

У некоторых детей вообще не остаётся ничего, что бы им нравилось в их жизни: гимназия, музыкалка, бальные танцы, репетиторы в выходные — всё это может быть выбрано вообще без оглядки на желания ребёнка «ради светлого будущего»! Человек, конечно, ко всему привыкает. И дети привыкают, что вся их жизнь — это «надо», это ответственная напряжённая подготовка к какому-то очередному этапу (к поступлению в школу, к соревнованиям, олимпиадам, к ОГЭ, к ЕГЭ, к ВУЗу, к сессиям, к диплому).

И вот эффективно выращенный ребёнок, наконец, оправдывает чаяния родителей: получает свой красный диплом, устраивается на хорошую работу по специальности и... только тогда обнаруживает, что что-то не так, что он не оказался в том «светлом будущем», которое стоило бы всех этих усилий. И работа не приносит удовольствия, и что делать дальше — непонятно. Та часть мозга, которая отвечает за «надо», работает у него вполне исправно, а вот та часть, которая могла бы подсказать, что же ему на самом деле нравится делать, что ему нужно сделать, чтобы быть счастливее — уже отмерла за ненадобностью...

Раз есть альтернатива, то глупо оправдывать то, что мы прямо сейчас подвергаем детей принуждению, стрессу или перенапряжению, теряем эмоциональный контакт и портим отношения, некими благими намерениями обеспечить им более успешное будущее. Эффективность альтернативного подхода, прежде всего, в том, что он даёт возможность сделать обучение интересным и комфортным, снизить стресс, уменьшить количество конфликтов и переживаний по поводу учёбы — то есть сделать ребёнка более счастливым прямо сейчас.

Недирективный игровой подход, действительно, даёт возможность быстрее и лучше осваивать знания и навыки. Но даже если бы он работал медленнее традиционного — то всё равно оно бы того стоило! 

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.