Для чего вашему ребенку разговаривать?
Дата добавления: 11.10.2017, 00:00:00
В кабинет мама затаскивает за руку выгибающегося и орущего сына 3-х лет. Ребёнок вопит, что есть силы, мама щебечет. Голос "сюсюкающий", испуганный, оправдывающийся... Она оглядывается, аккуратно закрывает дверь, извиняющиеся улыбается. Явно "неудобно", точнее "стыдно" за ребёнка. Садится на стул и пытается взять мальчика на руки. Не тут-то было. Парень знает, что делает! Он заваливается назад, свободной рукой и обеими ногами колотит по-полу. Мама "щебечет" ещё быстрее и судорожно лезет в сумочку за конфеткой. Мальчик явно не теряет связи с реальностью. Быстро "выключает звук", лезет к маме на колени, одной рукой и зубами пытается сорвать фантик, а другой хлещет маму, стараясь попасть по лицу. "Ну вот, мы наконец к вам попали" - говорит, уворачиваясь от ударов, женщина. "Что беспокоит?" - задаю символический вопрос. "Отстаёт в развитии, почти не говорит и такой нервный..." - жалуется мама уставшим голосом. "Уже всех обошли. Таблетки попили даже один раз. Но он пить не стал - они горькие..." - маме некогда со мной говорить. Сын на её руках продолжает "воспитание" родительницы. "А зачем ему с Вами говорить? Он в общении с Вами очень эффективен. Если "вякнет" - вы подскочите и все ему сразу принесёте. Ведь так?" - спрашиваю и смотрю на ребёнка. Парню ни мой тон, ни мой вопрос явно не нравятся. Он сдвигает брови и несколько раз замахивается в мою сторону. Мама перехватывает его руку и начинает больше прижимать к себе и гладить по голове. Ребёнок смотрит на меня с видом победителя. Получив поглаживания от мамы, мальчик понимает, что точно поступает верно. Достижение цели позволяет ему полностью переключиться на конфетку. "Он же у вас все понимает. Так?" Мама смотрит на меня, как на инопланетянина. Брови вверх, глаза ещё больше. "Да понимает.. он так-то умненький.. все понимает.. " - явная растерянность. "Вы всегда его так успокаиваете? С какой целью вы сейчас дали ему конфету и погладили?" - спрашиваю почти шёпотом. "В смысле?..." - мама озадачена и чувствует какой-то подвох. "И что? И что я должна делать? Он же орет! Все смотрят! Надо же как-то успокаивать!" - голос звонкий, обиженный. В подтексте: "Вы что? Хотите сказать, что я плохая мать?!"...
"А что делает папа, когда он вас бьет, замахивается?" - "Ничего. А что он должен делать? Мы ему объясняем..." - недоумение по-поводу моих "дурацких и не врачебных вопросов" явно растёт. Вздыхаю, улыбаюсь, беру в руки документы.
Да, конечно, неврологическая помощь понадобится. С этим все понятно, во всяком случае, мне. А что делать с системой взаимоотношений родителей и ребёнка? Захотят ли они что- то понимать? Менять? Исправлять? Учиться? Договариваться? Искать нужных педагогов? Психологов? Ходить на семинары? Работать над собой? Это вопросы, на которые я не знаю ответа. И в этой истории таблетками изменить поведение ребёнка точно не получится, даже когда он получит лечение и заговорит... даже когда вырастет. Это делается не таблетками, не учителями и не психологами.
Это должна сделать семья
Автор: Юрлова Ольга Владимировна К.м.н., невролог, психолог, врач УЗД Бизнес тренер Член Европейской ассоциации детских неврологов (EPNS), РАСМП, РАСУДМ и RUSIAM Директор МПЦ "Ритм"
Читайте так же:
Главное об эмоциональном интеллекте
Почему в нашей жизни так важны праздники, ритуалы, семейные традиции?