Задержка речевого развития
Дата добавления: 10.06.2015, 00:00:00
Добрый день, уважаемые родители!
Сегодня хотелось бы побеседовать о задержке речевого развития. Что это такое и как выявляется, должен представлять каждый родитель.
О задержке речевого развития сейчас говорят много. Подобное заключение стали писать в картах детей не только логопеды, но и педиатры. Психиатры и детские неврологи используют другой диагноз: ЗПРР (задержка психоречевого развития). Много кто из родителей данные заключения (диагнозы) и аббревиатуры пугают, а кто-то не воспринимает их всерьёз. И первое, и второе – не совсем верная реакция на проблему. Есть и третья реакция мам и пап: они с упорством, пытаются доказать специалистам, что с речью их ребёнка дела обстоят хорошо. Но проходит года три-четыре, и перед школой, те же родители с ребёнком вновь оказываются на приёме у тех же специалистов….
Если заключение трёх-четырёхлетней давности оказалось верным, и ребёнок в свои семь лет так и не смог самостоятельно справиться с речевыми проблемами. Сможет ли он нормально успевать в общеобразовательной школе? Конечно же, нет! И перед родителями встанут два варианта выхода из сложной ситуации: либо срочно нанимать репетиторов в лице логопеда и учителя начальной школы; либо отдавать ребёнка в школу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Давайте разберемся, откуда же берётся ЗРР?
Существуют разные причины задержки речевого развития, определяемые различными отклонениями. Это могут быть:
патологии внутриутробного развития;
-родовые травмы;
-повышенное внутричерепное давление у ребенка;
-психические расстройства;
-физические травмы;
-снижение слуха;
-заболевания головного мозга;
-недоразвитость мускулов рта и лица.
Итак, что должно насторожить родителей, и что можно расценивать, как задержку речевого развития, а в последствие – как общее недоразвитие речи.
В возрасте от 0 до 3 месяцев малютка не реагирует на звуковые сигналы (погремушка, звонок, голос), не поворачивает голову в сторону источника звука, у него нет «комплекса оживления» (забавное энергичное подёргивание ручками и ножками), когда вы весело разговариваете с ним, играете; он не агукает, не гулит.
4 – 7 месяцев: кроха по-прежнему не реагирует на звуки, не проявляет интереса к звучащим игрушкам, не играет с погремушками. Он не пытается голосом привлечь внимание взрослого, не гулит, не лепечет. Единственная его голосовая реакция – громкий плач.
8 - 12 месяцев. Ребёнок очень вяло и неохотно реагирует на звуки, не понимает обращённой к нему речи; не может показать, где у него или у мамы носик, ротик, глазки и т.д. Кроха не реагирует на своё имя, не поворачивает голову в сторону того члена семьи, которого назвали: «Где мама (папа, деда)?». Он не пытается повторить за взрослыми простейшие слоги или слова типа: ма-ма, па-па, дя-дя, "бух!", «дай!», «на!», не играет в «ладушки», не проявляет радости, когда взрослые обращаются к нему, играют с ним.
1 – 2 года. Ребёнок не может ответить на вопрос: «Как тебя зовут?», «Куда (откуда) ты идёшь?», «Что тебе дать?». Даже дать однозначные ответы типа «да» или «нет» он затрудняется. В речи могут присутствовать лепетные (аморфные) слова типа «биби», «ди», «ням», «гу», «ля», «дя» и т.д. Малыш не показывает на картинках знакомых персонажей, когда вы просите: «Покажи, где лисичка?», «Где у неё хвостик?», «Где сидит зайка?» и т.д.
2 – 3 года. Малыш неохотно идёт на речевой контакт даже с близкими людьми. Он не может показать, где верх, где низ, что значит впереди, сзади. В активной речи по-прежнему использует только аморфные слова. Звукоподражания (мяу, ав, и-го-го, ме, ку-ку и т.д.) воспроизвести не может, цвета путает, не понимает обращённую речь, не может выполнить поэтапно многоступенчатую инструкцию типа: «Возьми газету и отнеси её папе» (при этом берёт или не тот предмет, или относит газету не по назначению). Может присутствовать искажённая фраза: «Ди ля» (Идём гулять), «Дя м» (Дай мяч), «И бу» (Не буду), «И тю» (Не хочу!).
3-4 года. Ребёнок может более или менее внятно произнести только несколько гласных звуков и согласные [м], [п], [б], [д], [т]. Остальные согласные в речи либо пропускает, либо произносит искажённо. Простейшая фраза строится без учёта падежных, личных окончаний, предлоги или не употребляет, или воспроизводит только гласную: «Дём а уи» (Идём на улицу), «Мати а дее» (Мальчик за деревом), «Би еи а ои» (Машина едет по дороге). Начинает показывать по картинкам отдельные предметы, понимает обращённую речь, но цвета по-прежнему путает. Построить простенький рассказ или пересказать сказку типа «Курочка Ряба» не получается.
Для ранней коррекции задержки речевого развития в домашних условиях можно проводить следующие игры:
Для стимулирования речевой активности - во всякого рода «непонималки». Неговорящий ребёнок пытается добиться от родных чего-то с помощью выразительных жестов. Взрослые дружно изображают полное непонимание и вынуждают ребёнка произнести хоть какие-то звуки. Близким придётся проявить твёрдость, т.к. малыш будет плакать, топать ножкой. Мужественно стоять на своём, но успокоить ребёнка всё же придётся.
Возьмите за правило ежедневно, примерно через полчаса после завтрака, заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой перед зеркалом. Продолжительность занятий 5 -10 минут (комплекс упражнений уже описывался ранее). Сначала в игры включаются простые упражнения для губ и языка: «Улыбка», «Блинчик», «Прятки с губками», «Заборчик», а затем и более сложные: «Часики», «Качели», «Лошадка» и т.д. Непременные участники артикуляционной гимнастики – куклы и различные игрушки.
В последующие занятия (проводимые также в игровой форме) включите такие задания: ходьба с предметами и без них («Мишка косолапый», «Зайка-побегайка», «Лисичка-сестричка»), упражнения типа «Большие ноги – маленькие ножки» (Большие ноги ходили по дороге: «ТОП. ТОП. ТОП». Маленькие ножки ходили по дорожке: топ-топ-топ-топ). Возьмите одно-два упражнения на развитие артикуляционной моторики (уже отработанные на отдельном занятии), дыхательные упражнения: «Подуем на водичку», «Султанчики», «Листочки полетели!» «Буря в стакане» (через трубочку для коктейлей подуть в стакан с водой). Не забудьте игры на развитие внимания («Делай как я!», «Что пропало?», «Запретное движение»). Такие игры развивают артикуляционную, общую и тонкую моторики, дыхание, память. Они улучшают работу двигательных и сенсорных центров в коре головного мозга ребёнка, что очень важно для формирования правильной речи.
Чтобы вызвать у ребёнка внимание к звуку, попробуйте сначала различать звучание музыкальных игрушек, шум бытовой техники, звуки улицы и т.д. Ребёнок при этом закрывает глаза и отгадывает, что звучит, воспроизводит в силу своих возможностей услышанное. Учите малыша звукоподражанию: «Как кричит петушок (курочка, кукушка, собака, кошка и т.д.)?».
Игры по вызыванию звуков, звукоподражаний и слов можно проводить на обычной прогулке. «Как дует ветер? В-в-в-…», «Как мычит коровка? Му-у-у-…», «Как капает дождик? Кап-кап-кап…», «Как летит самолёт? У-у-у-у-…», «Кто это?», «Что это?» и т.д. Сначала малыш будет давать усечённую форму слов (один слог). Взрослый обязательно должен похвалить и повторить слова правильно.
Детям обычно очень нравится наблюдать за муравьями, бабочками и жуками, трогать кору деревьев, обнимать их стволы, слушать шелест листьев, рассматривать цветы и травинки. Все это помогает обогатить активный и пассивный словарь ребёнка (при условии, что взрослый всё это будет называть и показывать). Наблюдая за живой природой, ребёнок непроизвольно будет что-то «оречевлять», попытается составить простое предложение. А по приходу домой надо будет при непосредственном участии ребёнка что-то зарисовать, о чём-то составить коротенький рассказ из двух-трех предложений.
Если ребёнок немного владеет речью, с ним можно провести игру «Эхо». Она предполагает сопряженное и отраженное проговаривание слов и предложений. Для этой игры берутся либо отдельные слова и предложения, либо строчки из детских стихов (для самых маленьких) А. Барто, С. Маршака, В. Степанова. Эти же стихи используются для договаривания отдельных слов в конце строчки стиха: «Уронили мишку… (на пол). Оторвали мишке… (лапу). Всё равно его не брошу, потому что он … (хороший)».
Проводя занятия с ребёнком, почаще обращайтесь к вещам и объектам, которые его окружают. Так, посвятив занятие домашним животным, обращайте внимание малыша на поведение кошек и собак во дворе или дома, говорите, какую пользу приносят домашние животные. Не лишним будет подражать повадкам животных: «Как кошка ходит?», «Как кошка выпускает коготки?», «Как киса лакает молоко?», «Как собачка дышит, когда ей жарко?», «Как лошадка цокает копытцами?». Работая по теме «Перелетные птицы», включите запись голосов перелетных птиц, рассмотрите картинки с их изображением, обсудите строение тела птицы. Очень благодатны для работы над речью темы «Овощи» и «Фрукты». У многих семей есть дачные участки, где растут овощи и деревья. Прибывая на даче, не забудьте всё это рассмотреть и обсудить с малышом, дайте ему попробовать свежие овощи и фрукты, покажите приготовление сока, различных блюд из овощей и фруктов. Все эти наблюдения должны непременно сопровождаться комментариями взрослых.
И не забывайте про развитие мелкой моторики! (об этом тоже уже писалось ранее) Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.
Занимаясь подобным образом дома, вы увидите, что в развитии малыша произошли существенные сдвиги. Он стал не только понимать обращённую речь, но и сам научился ей пользоваться. Увеличился его словарный запас, а грамматическое оформление речи приблизилось к норме.
В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесников.
Успехов!
Читайте так же:
Рекомендации при задержке речевого развития