ЖИВЫЕ ЗАНЯТИЯ «УЧИСЬ МЫСЛИТЬ СМЕЛО!» (Ч. 1)

Дата добавления: 03.11.2018, 00:00:00

На этих занятиях мы учимся видеть и решать открытые задачи, задаем вопросы и ищем ответы, развиваем фантазию и уходим от шаблонов.
Предлагаем Вашему вниманию отчеты с первых четырех прошедших занятий.

Занятие 1.
Начали занятие мы с того, что обсудили, а что значит «мыслить смело» и бывает ли так, что думать - страшно и почему. Кто такие изобретатели и чем они отличаются от других людей? И сразу же приступили к решению нашей первой общей задачи: как сделать так, чтобы на занятии все друг друга слышали и в один момент времени говорил только один человек?

Когда решение было найдено, мы уже в более рабочей атмосфере приступили к решению сказочной задачи, стараясь попутно не уничтожить мир :). Дети предложили множество идей. Особенно ценным я считаю то, что дважды за урок один из учеников "дотягивал" идею другого.

Занятие 2.
Домашним заданием было придумать как можно больше применений обычному карандашу. Обменивались идеями мы в игровой форме. Дети по кругу называли одну идею, а все остальные голосовали за нее камнем или монетой – в зависимости от того, была эта идея у игрока или нет. Кстати, предварительно мы вместе обсудили, какая идея круче: та, что есть у всех, или та, что только у одного. И после этого придумали, как будем начислять баллы. Обогатившись «карандашными» идеями, мы занялись колобком. Сначала, конечно, нужно было вспомнить сказку. Но с одним условием: нельзя повторять никакие слова, кроме предлогов и союзов. Когда стало совсем туго с этим справляться, на помощь рассказчикам пришел метод – как придумывать слова-заменители. Вспомнили мы сказку, и задачку в ней нашли: «Как сделать так, чтобы лиса колобка не съела?». Первые идеи были из области жестокой фантастики, например, «Откопать в лесу автомат Калашникова и застрелить ее». Однако, после того, как дети сформулировали ИКР (сами того не зная, конечно), качество решений заметно повысилось. Например, ребята предложили колобку испачкаться, натереться мухоморами и даже сказать лисе, что если она его съест, то потолстеет, а лето скоро!

Занятие 3.
Герой этого занятия был изначально спрятан в «черном ящике» (который на самом деле был голубым). Дети задавали вопросы, и в ответ получали не только «Да» или «Нет», но и комментарий: сильный был вопрос или не очень, и почему. Например, какой из вопросов «Это круглое?» и «Это вкусное?» лучше и почему?

Когда же шариковая ручка была отгадана мы приступили к тому, чтобы перечислить как можно больше ее свойств. Тут ребятам пришлось напрячься, подумать. Порой сложно было отделить применения объекта от его свойств. Но, совместными усилиями, нам удалось найти порядка 15 свойств самой простой шариковой ручки. Чтобы немного отдохнуть мы поиграли в игру «Верю-не верю». Попутно мы узнали много неожиданных фактов о шариковых ручках, а еще придумали, с чем понятным можно сравнить 4 грамма, 2 километра или 50 тысяч штук.

А дальше мы стали тренироваться в особом, изобретательском взгляде. Когда смотришь на вещь и видишь, какие задачи решали люди, чтобы она стала именно такой, какой мы ее видим сегодня (да и вообще, появилась на свет). На примере все той же шариковой ручки дети сформулировали не менее 10 задач, которые были в ней решены. Хотя, некоторые ее свойства так и остались непонятыми, не удалось найти причину их появления, и, соответственно решенную задачу. Это и хорошо, есть над чем подумать до следующего занятия.

Занятие 4.
Четвертое занятие прошло в необычном формате. Так получилось, что по разным причинам на занятие смогли прийти только три ученика, а этого мало для эффективной групповой работы. Но для нас это не повод расстраиваться, а повод пригласить к участию в уроке родителей. Так мы и поступили.
Сначала мы вспомнили предыдущее занятие и угадывали предметы по задаче, которую они решают. А заодно обсудили, как люди замеряли время, пока не были изобретены часы.

После этого мы тренировали фантазию, играя в игру «На что похоже?». И команда детей, и команда родителей придумали не меньше 20 вариантов. Что интересно, больше половины вариантов в обеих командах были уникальными, то есть не повторялись у второй команды. С маленьким перевесом в этой игре победила команда детей.

Разогревшись, мы приступили к решению задачи о том, как спасти скворчат от голодного и любопытного кота. И сразу была дана довольно высокая планка – не меньше 16 разных идей (именно столько лампочек было у меня приготовлено). Ребята приняли этот вызов и блестяще справились! Кстати, лампочки-награды они сами решили складывать в общую командную копилку, а не оставлять у автора идеи. Когда лампочки закончились, генераторов идей это не остановило. Родители тоже активно участвовали в процессе. Но дальше нас ждала еще более сложная задача – выбрать из предложенных идей лучшую. Но мы справились! Обсудив при этом, по каким вообще критериям можно сравнивать такие разные ответы, потренировались в аргументированной критике идей. И даже смоделировали одно из решений.

В конце занятия я поделилась задачкой из своей жизни, но это уже другая история :) 

Читайте так же: 

ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА. КОГДА НАЧИНАТЬ?

Бесплатный вебинар "Как развивать детей, если не хватает времени"

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.