ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ОТКАЗЫВАЕТСЯ РЕШАТЬ ОТКРЫТЫЕ ЗАДАЧИ?

Дата добавления: 31.10.2019, 00:00:00

ТРИЗ-педагогика ставит своей целью развитие креативного мышления. Основной инструмент ТРИЗ-педагогики – открытые задачи. Главное их отличие – для решения таких задач нужно ДУМАТЬ, а не просто выполнять действия по образцу. А еще такие задачи, как правило, имеют множество возможных решений.

Приведу несколько примеров открытых задач.

1. «Как проверить температуру еды или напитка, не прикасаясь к нему, чтобы не рисковать обжечься?»


2. «Хома и Суслик заглянули в амбар и с восторгом огляделись по сторонам: гороха кругом было видимо-невидимо!

Полеживают они себе на горохе и деловито жуют. Не жизнь – объединение.
Потянул Хома лапу и взял горошину у друга из-под бока.

– Ты чего у меня берешь? – обиделся Суслик. – Возле меня – значит, моё!
– Ах, вот ты как! Тогда давай весь горох делить!

Как друзьям разделить горох в амбаре на две части, если кроме гороха в нем ничего и нет? И
заполнен амбар полностью…»

На основе сказки А. Иванова «Раз горох, два горох»


«Придумайте как нарисовать тишину. И сделайте это! :)»

Вариант ответа

Неожиданное решение нашли скульпторы для камня на могиле композитора Альфреда Шнитке. Знак фермата над паузой буквально означает вечная тишина. А fff (под знаком паузы) означает "Форте-фортиссимо — самое громкое".
Композиция получила название "Оглушающая тишина".


На семинарах по развитию креативности в семье участники знакомятся с таким типом задач на практике, учатся решать их, обсуждают, как и зачем внедрять открытые задачи в общение с детьми. Кстати, открытые задачи бывают на любую тему и разного уровня сложности, как для маленьких детей, так и для взрослых. Как правило, после семинара родители начинают предлагать такие задачки своим детям.

Но бывает так, что дети не оправдывают ожиданий родителя. И тогда ко мне обращаются с вопросом: «Как быть, если ребенок не хочет решать открытые задачи? Дает одно-два решения и все…».

Давайте разбираться.

Если ребенок с интересом вас выслушивает, и даже дает 1-2 идеи – это уже здорово. Это повод радоваться, а не огорчаться. Не стоит требовать или ожидать от детей, что они на-гора выдадут сразу десяток идей. Если задачка «попала в мозг» – это уже хорошо – дальше она там варится и в моменты скуки (а они обязательно должны быть у детей) ребенок к ней вернется и подумает еще. К тому же, решение нестандартных задач – это навык, который развивается. Чем больше вы будете это делать, обсуждать вопросы, предлагать, замечать и решать задачки – тем лучше будут и результаты. Согласитесь, делать что-то новое может быть трудно. Поэтому запаситесь терпением. А еще постарайтесь понять ребенка, поставив себе аналогичную задачу. Например, ему вы предлагаете решить сказочную задачу, а себе тогда – реальную, жизненную.

Я стараюсь следовать этому принципу в общении с ребенком в самых разных областях, потому что с пониманием уходит раздражение. Так, например, когда мой сын учился есть сам ложкой, я, стопроцентная правша, стала есть левой рукой. А когда учила его плавать – пошла сама учиться плавать под водой, чего боялась и не умела всю жизнь…

Тем не менее, вернемся к вопросу: «Что можно сделать, чтобы улучшить результаты сейчас?».

Как я писала в статье «Конкретный ответ», прежде всего необходимо понять причину нежелания решать задачи. Дальше я рассмотрю наиболее частые из возможных причин.

Не хочу с тобой…

Если ребенок в принципе не очень расположен к общению с родителем, то тогда нужно начать с решения задачи о реанимации отношений. И тут я могу посоветовать в помощь книги прекрасных психологов: Людмилы Петрановской, Юлии Гиппенрейтер, Симона Соловейчика, Януша Корчака, Адель Фабер, Элейн Мазлиш и других. Без нормального общения с детьми не будет и развития.

Скучно!

Как быть, если ребенок не хочет решать задачи потому что думает, что это скучно. Что, если просто отмахивается от них? Ведь с непривычки это еще и сложно, то есть имеется некоторый входной барьер. Как помочь его преодолеть? Подсказки в статье «Приёмы включения мотивации». Добавлю несколько конкретных идей:

  1. Открытые задачи очень хорошо решать в компании. Если есть возможность – приглашайте друзей и устраивайте домашний «креатив-бой». Командный азарт охватит и вашего ребенка! По каким-то причинам звать друзей не вариант? Тогда создавайте компанию из тех ресурсов, которые есть. Например, устройте мозговой штурм игрушек. Интересно, какую идею предложит Гарри Поттер? А какую Золушка, Бамблби или Гонщик из щенячьего патруля? ;) Или обсуждайте задачи с супругом, не предлагая их ребенку в явном виде. Большинство детей с удовольствием подключаются к «взрослому разговору».
  2. Группа для родителей «Creatime Семья» – отличный ресурс для вас при решении открытых задач с детьми. В этой группе ведущие (Евгения Гин и Оксана Сутырко) каждый день публикуют открытые задачи, вопросы, игры и другие развивающие упражнения. А участники группы пишут в комментариях свои идеи и идеи своих детей!

a. Для одного ребенка мотиватором станет: «а в группе уже написали 10 решений, представляешь! А не слабо и нам придумать столько? ;)».
b. Для другого ребенка: «смотри какие классные ответы! Давай я тебе почитаю». Когда вы будете читать ответы, ребенок будет удивляться, восхищаться и, вероятно, сам захочет дополнить или возьмет какие-то идеи/приемы на следующий раз.
c. Для третьего: «смотри, я написал(а) твою идею в группу, и она очень понравилась другим участникам! Ни у кого больше такой не было!».
d. Еще вариант: «слушай, тут такую задачу подкинули, уже два дня думаю, никак не могу решение найти. Давай вместе подумаем?».
e. Или так: «а давай эту задачку зададим маме/брату/папе/бабушке/и др.» И ребенок выступит в роли задачедателя, тоже полезная и затягивающая роль, провоцирующая мышление.

3. Ну и конечно, важно выбирать удачное время. Когда ребенок ничем другим не занят, не в стрессе и тд.

Страх ошибки

Нередко ребенок отказывается решать задачи, потому что боится ошибиться.

В этом случае важно показать, что ошибаться не страшно. Начинайте сами предлагать разные идеи, в том числе абсурдные – пусть ребенок их критикует. В этом процессе он уже активный участник и это здорово!

Если страх велик, а привычка искать единственный ПРАВИЛЬНЫЙ ответ и действовать по шаблону сильна, можно временно отложить задачи и начать с игр и упражнений на развитие фантазии. Они проще и в них наиболее очевидно, что ошибок быть не может. Например, «придумайте как можно больше осмысленных расшифровок аббревиатуры АМТК» или «На что похожа эта закорючка?».

А когда ребенок войдет во вкус к творческой деятельности – тогда и задачи подключать.

И, конечно, важно поддерживать ребенка в этой деятельности и хвалить.

На заметку:

Хвалить детей тоже нужно правильно. А именно, хвалить идею, а не ребенка. То есть: «классная идея, оригинальная, яркая, эффективная, неожиданная и т.п.», а не: «Молодец!».

Почему так? Отвечают психологи. Проводили эксперимент. Детскому классу дали простенькую работу по математике, с которой справились все ребята. А дальше работы случайным образом поделили на две части и на одной половине написали «Хорошая работа», а на второй – «Молодец!». А через пару дней этой же группе детей снова предложили работу по математике, но дали выбор: вы хотите задания попроще или посложнее. Результат: дети, которым написали «молодец» значимо чаще выбирают простые работы. Как это объясняют психологи? Если мы хвалим личность ребенка за дела (в том числе за идеи), то он понимает, что принятие его личности зависит от результатов, а это стресс и риск, которого ребенок стремиться избежать. Поэтому личность, самого ребенка, хвалите просто так, без повода! :)

Эксперимент цитируется из лекций Александра Колмаковского

Дополнительно поддержать ребенка можно, рассказывая другим значимым для ребенка взрослым о его классных идеях. Тем самым Вы повысите их ценность в глазах решателя. Конечно, рассказывать стоит так, чтобы ребенок это слышал! :)

Желание – есть, идей – нет.

Что делать, если ребенок и хочет, и не боится, но идей нет?

Тогда помогаем.

а 5Задаем вопросы, управляем решением задачи, привлекаем инструменты. Самый простой инструмент, с которого стоит начинать – это «ресурсы». Спрашиваем ребенка: «а что у нас есть еще в/вокруг задачи, что может нам помочь ее решить».
Например, задача «Как поставить два мяча друг на друга, чтобы получившаяся «башенка» не падала?».

Перечисляем ресурсы: пол, стены, потолок, мебель, наше тело, зубочистки (а вдруг ))), песочница (если вы на улице), оболочка самого мяча, воздух внутри мяча и тд, и тд. И каждый из этих ресурсов может дать нам решение.

Например,

  • если мячики теннисные, то слегка сплющить их (ресурс – оболочка мяча),
  • если мячи надувные – можно их сдуть и просто положить друг на друга (ресурс – воздух внутри мяча),
  • можно сделать щель между мебелью и так зажать мячи,
  • можно выкопать узкую яму в песочнице и положить мячи друг на друга в нее,
  • и так далее.

При поиске ресурсов родителю полезно держать в голове системный оператор, задавать вопросы, опираясь на него. Кстати, детей старше 7-8 лет можно уже и самих знакомить с этим инструментом. Если искать ресурсы для абстрактной ситуации сложно, можно сначала предложить сначала детализировано нарисовать задачи или разыграть сценку.

Напоследок

Я желаю вам и вашим детям ощущения, что решать открытые задачи, и думать вообще – это способ получения удовольствия! И верю, что все у вас получится! :) 

Читайте так же:

ЧТО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ

ПРИЁМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.