Финансовая грамотность детей

Дата добавления: 11.01.2017, 18:31:29

Меня зовут Наталья Усольцева. Я – мама 10-летней девочки и блогер.

В какой-то момент я стала искать информацию о том, как знакомить детей с пониманием, что такое деньги и, в частности, карманные деньги, как научить ребенка обращаться с желаниями, планировать их и какова же наша родительская роль во всем этом.

Существует много штампов и автоматизмов, касающихся денег. На автомате, например, мы отвечаем ребенку: «Нет денег». Но дело ведь не в том, что их вообще нет. Дело в том, что для нас важны другие траты в данный момент времени. И про это с ребенком можно говорить с любого возраста.

Вы прекрасно знаете, что дети отлично учатся на примере своих родителей. Способы и манера делать покупки не исключение.

Кстати, есть отличный способ начального планирования семейного бюджета с ребенком. Пишите списки продуктов и научите этому ребенка (3-4 года). На этапе, пока ребенок не умеет писать, пусть рисует продукты. А сколько гордости будет у малыша, когда он понесет свой список в руке, идя с вами в магазин, и сам станет диктовать, что купить! Дайте ребенку этот опыт!

Опять же классика - игра в магазин. Она помогает детям разобраться в товарно-денежном обмене. Тут охватывается сразу несколько понятий: что стоимость товаров зависит от его качества, нужности и сложности производства; что цена – это количество денег, которые нужно отдать за товар; что товары в магазине появляются в результате труда других людей.

Могу выделить размен денег в виде отдельной игры. Можно дать детям настоящие деньги, а можно напечатать на принтере. Выдаете детям мелкие монеты – 2-3 десятка, а себе оставляете несколько банкнот разного номинала крупнее. Дальше предлагаете разменять крупные на мелкие. В ходе игры улучшаются устный счет и логическое мышление, ребенок учится ориентироваться в деньгах. Если детей несколько, можно устроить соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

В возрасте 5 лет ребенок уже вполне может понять, что деньги в доме не появляются сами собой, а являются оплатой за работу. Можно тут же познакомить ребенка с циклом появления заработной платы в доме, нарисовать несложную схему. Заодно расскажите ребенку, какие существуют профессии, какие умения и знания должны быть у человека для той или иной профессии.

С 6,5 года мы начали помогать дочери обращаться с ее желаниями. Интересным и важным моментом для нас послужил список, или карта желаний и планов. У всех детей периодически возникают какие-либо желания, будь то новая игрушка (дорогая или не очень), поездка куда-либо, поход в кино, книга или игра… Для начала мы учили дочь отличать свои настоящие желания от навязанных (реклама, друзья, мультфильмы). Далее предложили ей в течение года записывать в специальный блокнотик свои желания, которые важны, но могут быть на время отложены. После того как дочь определялась с желанием, мы изучали вместе с ней, где его можно приобрести, его стоимость и характеристики.

Не сразу, постепенно к ней пришло понимание, что если срочности в покупке нет, то заказать ее можно через Интернет, особенно если товар выгоднее по цене либо если его совсем нет возможности купить в нашем городе.

Иногда в процессе размышлений желание вовсе оказывалось ненужным и неинтересным для дочери, в чем она признавалась, а потом уже без сожаления вычеркивала его из своего списка.
Управление финансами – это навык практический, и только на практике его можно освоить. Первое, чему здесь ребенок должен научиться, – это распоряжаться карманными деньгами. Давая эти деньги ребенку, будьте готовы не вмешиваться. Пусть он получает свой опыт: копит, тратит, теряет, вкладывает, прячет, дарит…

Здесь важно разобраться в трех вопросах:

  1. С какой целью вы хотите давать ребенку деньги?
  2. С какого возраста начинать?
  3. Сколько денег определить для карманных расходов?

Когда цели определены, можно постепенно вводить карманные деньги в семейный бюджет.
И помните: карманные расходы должны нести функцию тренажера, учебного пособия своего рода.
Подробнее о карманных расходах и других вопросах взросления детей я пишу в своем блоге «Натуськин сундучок» (http://moy-sunduchok.blogspot.ru).

Ни для кого не секрет, что финансовые привычки формируются у людей в раннем детстве. Мы ходим с детьми в магазин, даем им карманные деньги в школу, но не каждый родитель может доходчиво объяснить ценность денег.

Что же делать? Дать ребенку учебное пособие по финансам и кредиту? Лучше обратитесь к «Финансовым сказкам для малышей» от наших иркутских авторов – профессиональных экономистов Евгении Фроловой и Елены Кармадоновой.
Это книга сказок, в которой собраны познавательные финансовые истории. Ребенок познакомится с такими понятиями, как вексель, банк, кредит и инфляция. В мире взрослых малышу помогут сориентироваться мудрый филин, дружелюбный ежик, милый зайчик и многие другие жители волшебного леса. Читая книгу, вы повеселитесь, но иногда и немного погрустите вместе с забавными героями этих историй. Это не только интересно, но и познавательно!

Эту книгу вы можете взять в Иркутской областной юношеской библиотеке им. И.П. Уткина по адресу: г. Иркутск, ул. Чехова, 10, тел. (2952) 290-793. 

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.