ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕБЕНКА

Дата добавления: 30.01.2017, 00:00:00

Добрый день. Меня зовут Наталья, мне 33 года. Я - мама 10-летней девочки и блогер. В багаже у меня семинары и лекции известных психологов, имею емкий собственный опыт развития и взросления ребенка.

Иногда мы, родители, не знаем, когда обсуждать с ребенком тему личного пространства и надо ли вообще. А если надо, то в какой форме подать информацию ребенку. Еще чаще мы задумываемся над тем, что такое личное пространство и как к нему относиться. Многие взрослые, казалось бы, верят, что в этом вопросе им все вполне ясно. Однако не все так просто. Предлагаю разобраться в этом и найти для себя золотую середину.

По-научному личное психологическое пространство – это зона безопасности, зона неприкосновенности. По-моему, личное психологическое пространство – это личная зона ощущений человека, его ощущение себя и отношения к себе. Это пространство внутреннего диалога.

Немного затрону и тему границ ребенка (физических) и что они в себя включают:

1. Тело. Все начинается с того, что границ нет. Когда мама еще беременна, физически почти невозможно сказать, где та черта, которая разделяет ее и ребенка. Малыш получает питательные вещества прямиком от мамы, живет в ней и за счет нее. Они - практически единое целое. Еще долгое время после родов мама и ребенок ощущают эту связь.

Чем старше дитя, тем шире та зона, что не входит в ответственность мамы. Например, пытаться отвечать за здоровье и безопасность 20-летнего ребенка – уже нарушение границ.

2. Территория ребенка. Ребенок растет, и у него появляется его личная территория. Заходить на эту территорию без его разрешения – нарушение его границ. Конечно, нужно учитывать возраст. Если мама годовалого ребенка прибрала на полке с игрушками – это вполне естественно, а если то же самое проделала без разрешения мама 15-летнего – она нарушила его границы.

3. Личные вещи. У новорожденного и личных вещей-то, по сути, нет. Чего у него спрашивать? Да, формально ему принадлежат стопка подгузников, одежда и что-то еще, но сам он этого еще даже не знает – вещами распоряжаются родители. Но взяв вещь трехлетнего ребенка без разрешения, вы очень четко услышите, что нарушили его границы.

4. Результат творчества детей. То, что ребенок сотворил (поделки или рисунки), – уже его. Никогда не выбрасывайте без разрешения даже кажущиеся «черновики». Это всегда должен быть диалог. Предлагайте друг другу варианты использования работ.

5. Желания, мечты, фантазии. Ну, во-первых, мечты могут быть. Это нормально и замечательно. А во-вторых, мечты могут и должны быть любыми! Каждый из нас имеет полное право мечтать о чем угодно, о чем угодно фантазировать, чего угодно желать. Не осуждать желания – не значит разрешать все подряд.

6. Чувства, эмоции. Ребенок имеет право на любые переживания (взрослый, кстати, тоже). Можно бояться, злиться, испытывать счастье и восторг, стыд и вину, можно завидовать (да, можно), быть в отчаянии, радоваться, грустить и пр. Не обесценивайте переживаний, не уговаривайте не чувствовать!

Личное пространство

В жизни мы постоянно рассуждаем на многие темы с детьми. Что комфортно при общении с друзьями? Кто может называться друзьями? Когда стоит говорить категорическое нет? Что делать, если не хочешь обниматься с бабушкой? Что важно при встрече с соседями, а что абсолютно лишнее? И много всего подобного…

Некоторые моменты темы личного пространства можно изучить с помощью книг: «Что делать, если…» Людмилы Петрановской, «Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего мира. Королевство Разорванных связей» И. Вачкова.

Некоторые сказки и мультфильмы помогают анализировать вместе с ребенком, как герои иногда поступаются своим личным пространством и своим комфортом в угоду другим. Ищите свои варианты.

Какого-то конкретного занятия у нас не было. Но мы все знаем, что картинки и схемы помогают запомнить любую информацию лучше. Поэтому я стала искать именно визуальную подачу материала. На просторах Интернета мне попалась замечательная статья о том, как в зарубежной школе до детей доносят информацию о личном пространстве. Легко и просто! Причем детям 6-8 лет.

Позаимствовав у зарубежных авторов схему, я нарисовала ее для дочери на русском. Объяснение оказалось очень понятным и для ребенка 3 лет, и для детей постарше - 5-12 лет. Полезной эта информация окажется и для уже взрослых людей. Ведь так часто многие из нас не могут сказать нет в ущерб себе самому.

Называть можно как угодно: круги общения, круги отношений, личное пространство и т.п. Суть от этого не меняется.

1. Фиолетовый круг – это я, мое личное пространство.

2. Синий – это семья.

3. Зеленый – это друзья.

4. Желтый круг – знакомые.

5. Оранжевый – люди, от которых мы ждем профессиональной помощи.

6. Красный круг – незнакомцы.

Более подробно круги личного пространства раскрыты в моем блоге «Натуськин сундучок» (http://moy-sunduchok.blogspot.ru).

Вот так просто можно дать очень важный и нужный урок своему ребенку. И помните, пожалуйста: мы, родители, – главный пример для наших детей. Именно по нашему поведению в любых ситуациях они учатся и ориентируются в жизни.

Когда мы говорим о личном пространстве, то забываем, что это не только личная комната, но и психологический комфорт. Как воспитывать? Как приучать к дисциплине? Как наказывать? Как заставить ребенка хорошо учиться? Эти и многие другие вопросы рассматриваются в книге Юлии Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?». Юлия Борисовна – практикующий психолог, педагог и просто человек, неравнодушный к детской психологии.

Одна из главных тем книги – понимание природы ребенка. Автор показывает, как важно знать и учитывать потребности детей, мотивы их поведения, их эмоции, стремления, переживания. Обсуждая пути помощи детям и их родителям, автор использует идеи выдающихся психологов, педагогов, мыслителей, свои профессиональные знания и богатый опыт воспитания собственных детей и внуков.
Книга побуждает к реальным действиям. В ней рассказывается о впечатлительности и внутреннем мире детей. Юлия Гиппенрейтер помогает лучше понять ребенка, затрагивает вопросы потребностей, эмоций, мотивов поведения, показывает варианты выхода из конфликтов. Прочитав эту книгу, вы научитесь слушать и слышать ребенка.
Эту книгу вы можете взять в Иркутской областной юношеской библиотеке им. И.П. Уткина по адресу: г. Иркутск, ул. Чехова, 10, тел. (2952) 290-793. 

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.