Осторожно! Псевдопсихология в школе
Дата добавления: 14.03.2019, 00:00:00
Родительское собрание. Оказывается, в класс приходил психолог, проводил какие-то тесты. Какие тесты? Почему без уведомления родителей? Я точно знаю, что на проведение психологических исследований должны брать письменное согласие родителей, и точно помню, что не подписывала никакого разрешения. Результаты психолог передал классному руководителю, что тоже является нарушением. Информация конфиденциальная, нельзя без разрешения родителя знакомить с результатами третьих лиц. Не факт, что родитель захочет знакомить с полученными результатами учителя.
Далее еще «интересней»: классный руководитель вслух перед всеми родителями начинает зачитывать результаты. Всем всё про всех. И на доске вывешена сводная таблица результатов. То есть, если кто-то про кого-то что-то не услышит, может подойти и посмотреть. Самое печальное, что на родителей вывалили результаты и оставили их с этим. «У вашего ребенка повышенная агрессия, крайне низкая мотивация на учебу, ведущие эмоции тревожность, отвращение, гнев» На резонный родительский вопрос: «А что с этим делать?» учитель разводит руками: «Ну, поговорите с ребенком» Получается, диагностика ради диагностики? Учитель в данном случае не виноват, он не психолог и может не знать о правилах работы психолога. Но почему настолько непрофессионально в этом случае сработал психолог – меня удивило. Из рассказов коллег-психологов я знаю, что многим даже приходится отменять исследования в школах, если своевременно дети не принесли от родителей разрешения. А отчеты делаются нескольких видов: обобщенный для классного руководителя и педсовета, в котором только статистика по классу, без указания фамилий и подробный анализ для родителей каждого ребенка с рекомендациями. Подробный анализ психолог передает родителю лично либо через классного руководителя в запечатанном конверте. Если диагностика проводится в средней школе, то на усмотрение психолога может быть еще и третий вид отчета, для самого учащегося, где выводы объясняются понятными словами, чтобы подростку было легче разобраться в себе.
Если вы не уверены в профессионализме психолога, вы имеете полное право отказаться от подобных исследований. Можно научить ребенка, что он имеет полное право не отвечать ни на какие вопросы психологических тестов без вашего согласия
Вы имеете право потребовать соблюдения правил конфиденциальности, если не хотите, чтобы какие-то сведения, касающиеся вашего ребенка, стали известны другим родителям. Заранее неизвестно, как распорядятся другие родители этими сведениями и что расскажут о вашем ребенке своим детям.
Тест «Несуществующее животное». Девочка рисует сказочного синего дракончика с колючками на хребте. Учитель прочитала методику в интернете. Там же все просто. Учитель искренне считает, что можно даже не учиться на психолога, чтобы проводить диагностику. Развесила рисунки на доске и родителям на родительском собрании интерпретирует. «Зубчики – это агрессия. У нас в классе только одна агрессивная девочка. Это Катя. Вот, видите? Зубчики» На следующий день тихую скромную девочку Катю дети дразнили агрессивной. На сайте, где учитель нашла эту методику, забыли указать, что зубчики, которые на спине, нужны еще и для защиты. Что на самом деле Катя нуждается в защите от агрессии. Новый всплеск агрессии и нападок на Катю от одноклассников был спровоцирован разглашением результатов теста.
Учитель просит учащихся написать три желания, о которых они бы попросили Золотую рыбку. Исследование системы ценностей. Замечательно. Только затем все желания вслух зачитывались на родительском собрании, сопровождаемые едкими комментариями учителя. А родители то краснели, то посмеивались…
Первый класс. Открытое занятие с психологом. Присутствуют все дети и все родители класса. Дети сидят в кругу. Психолог предложила им выбрать понравившуюся картинку и составить по ней рассказ. По очереди каждого опрашивает. Картинки из тематического апперцептивного теста. Различные сюжеты из жизни людей. Девочка выбрала себе картинку, на которой изображена женщина, ухватившаяся за плечи мужчины, лицо и тело которого повернуты так, как будто он пытается вырваться от нее. Девочка составляет рассказ: «Мама отругала папу. Папа уходит» Присутствующие родители смотрят на маму девочки, готовую сквозь землю провалиться. Девочка стала свидетелем ссоры родителей, выбор девочки и ее рассказ характеризуют ее эмоциональные переживания. Тест ТАТ – мощный диагностический инструмент, с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности. Его можно использовать при индивидуальной терапии, но никак не на открытом занятии. У вас есть право сказать «Стоп». Стоп, я и мой ребенок в этом не участвуем. Никакой публичной диагностики.
Все изложенные случаи – не моя выдумка. Это реальные, известные мне события. К счастью, таких немного. Школьных психологов, работающих на хорошем профессиональном уровне я знаю гораздо больше. Но будьте внимательны.
Это отрывок из моей книги «Психологическая безопасность ребенка в школе», вышедшей недавно в издательстве «Феникс». При копировании материала ссылка на источник обязательна, во избежание проблем с издательством.
Купить книгу Психологическая безопасность ребенка в школе
Читайте так же: