Эго-идентичность (Я-идентичность) и её развитие в детском возрасте

Дата добавления: 25.02.2015, 00:00:00

Уже в детстве у человека развивается система представлений о самом себе, или «образ Я». В этот образ входит осознание свои физических, интеллектуальных качеств, половая и возрастная идентичность, понимание понятия возраста, самооценка, субъективное отношение к внешним факторам и окружающим людям, понимание социальной позиции и жизненного пути.

Начиная с возраста 1-1,5 года дети идентифицируют себя со своим именем, откликаются на него и называют им себя, а к трем годам начинают правильно использовать местоимение «Я», равно как и другие личные местоимения. Граница между Я и не-Я первоначально проходит по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в структуре самосознания детей. Расширение и обогащение образа «Я» в процессе личностного развития тесно связано с рефлексией на собственные эмоциональные переживания и желания, с различением своих игровых фантазий и реальности, оценки и самооценки и т.д. И хотя такое развитие соответствующим образом меняет структуру Я-идентичности, оно сопровождается тем не менее «субъективным чувством непрерывной само тождественности» или Я-целостности.
Таким образом, идентичность – это актуальное состояние, текущее переживание Я-целостности на срезе жизненного пути. (идентификация – процесс формирования идентичности).
Помощь детям в формировании половозрастной идентификации
Для подлинного осознания половозрастной идентификации необходимо, чтобы ребенок понял, что закон роста и развития применим ко всем людям, и сделал соответствующее обобщение. Он должен осознать, что и его родители, и его педагоги были маленькими и испытывали определенные трудности этого периода. Неслучайно дети так интересуются детством родителей, а факт, что бабушка тоже была когда-то маленькой девочкой, повергает их в крайнее изумление.
Для коррекции и развития понятия смены половозрастных ролей можно предложить следующий метод. Он сочетает в себе беседу и работу с семейными альбомами. Желательно, чтобы в этой работе участвовали и члены семьи каждого ребенка.
Цикл бесед, которые мы рекомендуем проводить с детьми, начинается с темы: «Как я был маленьким». Дети обычно с удовольствием припоминают эпизоды из своего более раннего детства, этим они эмоционально активизируют свою память, иногда смеются над собой, с интересом слушают других. Мы советуем и педагогам рассказывать эпизоды из своего детства, так они добьются доверительного отношения детей к себе и продемонстрируют единство и общность детей и взрослых.
Важно, что и восприятие взрослых, вспоминающих эпизоды своего детства, меняется у ребенка. Детям бывает интересно и полезно понаблюдать, как их строгая учительница смеется над своими детскими страхами и переживаниями или делится своей детской мечтой.
Мы рекомендуем и родителям почаще рассказывать детям о своем детстве, но не с назидательной целью, а с целью объяснения ребенку временности детских проблем и демонстрации понимания и готовности прийти на помощь. Если ребенок узнает, что его родители и учителя испытывали нечто подобное в своем детстве, они будут гораздо доверчивее и откровеннее и будут меньше бояться порицаний.
К сожалению, классические семейные альбомы ушли в прошлое, но тем не менее в каждой семье найдется немало фотографий, изображающих членов семьи в разные возрастные периоды. Интересно и полезно показать детям детство мамы, папы, бабушки и дедушки, дав необходимые пояснения. Важно показать фотографии, на которых члены семьи изображены в том же возрасте, что и ребенок. Если есть несколько фотографий, то желательно установить их возрастную последовательность. Можно сравнить фотографии мамы, папы, бабушки и ребенка в одном и том же возрасте, соотнести их с образами последовательности.

Вторая часть работы относится к настоящему в жизни ребенка.
Темы для бесед: «Что мне нравится в школе? » и соответственно «Что не нравится», «Что меня веселит?», «Что меня огорчает и чего я боюсь?» С некоторыми детьми лучше беседовать индивидуально, хорошо, если эти беседы проводит психолог. Некоторые дети с удовольствием принимают участие в общей беседе. Если беседа не получается, можно провести ее на основе семейных фотографий, задавая ребенку разные вопросы.
В беседах с детьми любого возраста необходимо подчеркнуть важность и ценность данного возрастного периода, отметить не только связанные с ним трудности, но и его необходимость. В семейных альбомах надо найти фотографии, относящиеся к школьному возрасту разных членов семьи. Допустимо обсудить с детьми все проблемы их настоящего и показать перспективу будущего, когда многое может быть преодолено и решено.
Третья часть работы состоит в том, чтобы обсудить планы детей на будущее, их желания, их мечты. Темы для бесед: «Каким бы я хотел быть?», «Что я буду делать, когда вырасту? », « Кто из взрослых мне больше всего нравится?» Эти беседы развивают воображение, способствуют осознанию желаний и потребностей. Одновременно учителя и родители могут многое узнать о детях, поделиться с ними своими детскими мечтами и планами о будущем.
Формирование половозрастной идентификации имеет значение и для возникновения личностной готовности к позиции ученика, школьника. Учителя и родители в своих беседах, как правило, подчеркивают всю значимость для них роста и взросления детей, строят планы на ближайшее и дальнейшее будущее. Полезно, если одновременно дети получают информацию о детстве своих родителей, об их учебе в школе, об их работе, что дает возможность ребенку понять и обобщить тот процесс роста и развития, который происходит и с ним. Осознание значимости позиции школьника и принятие половозрастной роли ученика помогут создать мотивацию учения.
В результате всего этого у ребенка не только формируется осознание своей возрастной роли, вырабатывается понимание процесса роста и развития других людей, но и возникают аналогии, улучшается ориентировка во времени и пространстве, возникает чувство ответственности.
Ребенок осознает себя человеком среди других людей, с большим уважением и пониманием начинает относиться к старшим.
По материалам статьи Белопольской Н.Л. Половозрастная идентификация.

Читайте так же: 

Влияние отцов

Роль отца в формировании образа телесного "Я" ребенка
Телесноориентированная психотерапия

 

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.