Имена Солнечные, имена Лунные. Часть I

Дата добавления: 01.12.2016, 00:00:00

В своих статьях мы не раз говорили о том насколько велико значение такого привычного для человека явления как его собственное имя. Показывали насколько оно многогранно и информативно и насколько серьёзно к нему следует относиться.

Имя не просто несёт какое-то значение. Оно говорит о задачах и возможностях человека, его сильных и слабых местах, является его защитой или проклятием, сподвигает его на великие дела или заставляет страдать. Словом, имя организует своего носителя по своему образу и подобию, согласно своему смысловому спектру и прописанным в нём культурным кодам. Познавая эти образы, значения и коды — мы можем познать и себя и свою судьбу.

Процесс познания облегчается тем, что при всём многообразии имён, все они поддаются более менее чёткой классификации. Мы уже упоминали и кратко рассматривали такие именные категории как статус, половая принадлежность, отнесённость к тому или иному культурному пространству (см. статьи «Имя и его значение», «Культурные коды Имени»). Не единожды затрагивалась нами и такая категория как принадлежность имён к солнечной или лунной парадигме. Сегодня пришло время рассказать о ней более подробно, тем более что именно отнесённость имени к солнечному или лунному мифу, приобретает для современного человека особую значимость.

Два мифа – два мира

Изучение мифологии различных мировых культур открывает нам одно чрезвычайно интересное явление. Боги и герои разных народов древности, не имевших в обозримый исторический период даже косвенных контактов, а потому явно не оказывающих друг на друга взаимного влияния, обнаруживают поразительное сходство, а иногда и тождественность. Говорить об их действительном родстве или преемственности сложно, однако сходство по внутреннему содержанию, проявлениям и значению большинства богов и культурных героев, зачастую удивительны. Эта схожесть позволяет предположить, что источники, из которых берёт начало тот или иной миф, были одни и те же, с тою только разницей, что у каждого народа мифология имела свои характерные особенности, в зависимости от расовых или племенных признаков и географического положения.

Яркий пример - солнечные и лунные мифы. Именно Солнцу и Луне, во все времена, придавалось наибольшее значение. Далее мы поймём причину такого пристального внимания. Сейчас для нас важно то, что среди некоторых отличий, можно выделить чёткое сходство Солнечных и Лунных мифов в разных культурах.

Солнечный миф

Солнечные или солярные мифы – это мифы, главным персонажем которых является Солнце или герой (героиня), у которого обнаруживаются солярные черты, то есть черты, сходные с признаками Солнца как мифологического героя.

В мифологии большинства народов, Солнце означает жизнь, источник жизни, свет. С солярной символикой связываются такие характеристики, как верховенство, жизнесозидание, активность, героическое начало, всеведение. Солнечная мифология была наиболее развита в египетской, индоевропейской и мезоамериканской традициях. Образ солнечного божества, передвигающегося в колеснице, запряженной четверкой белых коней, присутствует в индо-иранской, греко-римской, скандинавской мифологии. В позднем Риме многие божества наделялись солнечными характеристиками (Митра, Христос). Римский праздник в честь божества Соль Инвиктус («непобедимое Солнце»), отмечаемый 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, перешёл в христианство в качестве праздника Рождества Христова. У Августина и Григория Нисского символика этого праздника связывается с рождением нового света мира и исчезновения мрака. Неслучайно в христианстве Солнце становится символом Бога и слова Божьего — несущего жизнь и непреходящего.

Солнце зачастую выступает в качестве первоначального символа верховного божества либо отождествляется с ним. В Древнем Египте бог солнца Ра является главенствующим божеством пантеона. Солнце переправляется по небесному океану — на рассвете это юный бог Хепри, в зените — Ра, солнечный бог в расцвете сил, на закате — бог-старец Атум.

В индоевропейской традиции солнце также олицетворяло верховное божество. В различных традициях оно описывается как «глаз неба» (или божества неба): в Индии Сурья — око Варуны, в греческой традиции солнце предстает как «всевидящий глаз Зевса», в Персии оно является оком Ахурамазды, в германской мифологии — «глазом Вотана (Одина)».

Солнце — даритель света и жизни, правитель верхнего и нижнего мира, которые он обходит во время своего суточного обращения: «Хотя ты находишься далеко, твои лучи падают на землю; хотя ты пребываешь на лицах людей, твои следы невидимы»; «Мир существует через тебя», — гласят гимны Эхнатона, обращенные к солнечному богу Атону. Солнечные божества и божественные персонификации солнца наделяются атрибутами всеведения и всевидения, а также верховной власти.

Сходным было и отношение к Солнцу славян, засвидетельствованное многими преданиями и памятниками. Вот, например, что пишет об этом в своём труде «Поэтические воззрения славян на природу» известный исследователь славянской культуры А.Н. Афанасьев: «В словацкой песне солнцу присвоен эпитет божье: “то боже слнечко по неби си бега”; в малорусской песне оно прямо называется богом: “и к сонечку промовляе: помож, боже, чоловику!” Такая замена солнца – богом весьма знаменательна. Исчезающее вечером, как бы одолеваемое рукою смерти, оно постоянно каждое утро снова является во всём блеске и торжественном величии, что и возбудило мысль о солнце, как о существе неувядаемом, бессмертном, божественном. Как светило вечно чистое, ослепительное в своём сиянии, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось божеством благим, милосердым; имя его сделалось синонимом счастия. <…>

Вместе с этим солнце является и карателем всякого зла, т. е. по первоначальному воззрению – карателем нечистой силы мрака и холода, а потом и нравственного зла – неправды и нечестия».

Всевидящее око солнечного божества воплощает гарантию справедливости. Оно видит всё и знает всё — это одно из важнейших качеств солнечного божества. В Ведах воспевается великий бог Сурья, всезнающий и всевидящий. Один из ведийских гимнов, посвященных Солнцу, гласит: «Вот оно встаёт, дивное око солнца, воды и огня, средоточие силы богов, оно наполняет небо, землю и воздух своей лучезарной сетью, оно есть душа всего, что движется и не движется». Сурья изгоняет не только темноту, но и болезни и дурные сны.

Образ Солнца может быть рассмотрен и в соотнесении с Луной, в ряде мифологий выступающей в качестве его божественной супруги. Солнце господствует над Луной. Ещё в космогонии Гесиода (ок. VIII в. до н.э.) Солнце-Гелиос стоит на первом месте, а за ним следует Луна – Селена. В английском и ряде других языков воскресенье названо в честь Солнца, тогда как понедельник — в честь Луны. Солнце несокрушимо и бессмертно, в отличие от Луны, непостоянной и ущербной, умирающей и вновь рождающейся. Подчинённый характер луны проявляется и в том, что она лишь отражает излучаемый солнцем свет.

В целом с Солнцем связываются мужской, активный и положительный принципы, а с Луной — женский, пассивный и негативный. В этой связи интересно, приведённое А.Н.Афанасьевым сказание о том, как некогда божество наказало за непочтение к Солнцу: «Это было давно, у Бога ещё не было солнца на небе и люди жили в потёмках. Но вот, когда Бог выпустил из-за пазухи солнце, дались все диву; смотрят на солнышко и ума не приложат... А пуще бабы! Повынесли они решёта, давай набирать света, чтобы внести в хаты да там посветить; хаты ещё без окон строились. Поднимут решето к солнцу, оно будто и наберётся света полным-полно, через край льется, а только что в хату – и нет ничего! А божье солнышко всё выше да выше подымается, уже припекать стало. Вздурели бабы, сильно притомились за работой, хоть света и не добыли, а тут ещё солнце жжёт – и вышло такое окаянство: начали на солнце плевать! Бог прогневался и превратил нечестивых в камень».

Лунный миф

Лунными или лунарными принято считать мифы, главным действующим лицом в которых является Луна.

Возникновение Лунных мифов большинство исследователей связывают с тем огромным контрастом, который существует между днём и ночью, между светом и тьмою. День для наших предков – это свет, радость, ликование, когда даже смерть предстаёт не как конец существования, но как точка перехода к новой жизни; ночь же – время тьмы, время злых и страшных сил. По словам Э.Шюре: «Этот контраст между светом и тьмою, между временем, когда царствует Солнце, и временем, когда владычествует Луна, должен был, прежде всего, поразить человеческое воображение. Поэтому Луна почти во всех мифологиях является не как самостоятельный, а как контрастный Солнцу образ».

Неудивительно, что в большинстве мифов Луна соотносится с такими противоположными Солнцу понятиями, как женщина, вода, смерть, ночь. Кроме того, это образ становления и вечного возвращения, символ циклических процессов.

Будучи связана с женским началом, Луна выражает идею пассивности, поскольку, не имея собственного света, отражает солнечный. Поэтому её олицетворяют объекты, которые характеризуются как пассивные, отражающие, подобно зеркалу, либо способные изменять свою форму. У Чжуан-цзы говорится: «Луна — исток всех вещей, относящихся к инь». Лунный диск в руках китайской богини Нюйва выступает в качестве символа женского начала — инь. К лунным богиням относятся греческая Артемида и римская Диана.

Луну отличает выраженная амбивалентность. Она одновременно предстаёт связанной с жизнью и смертью. Луна умирает и воскресает, определяя возникновение идеи о возрождении времени в рамках года. Почитание Луны, характерное для различных эпох и культур, породило богатую мифологию и связанную с нею символику. Полумесяц был священным символом вавилонской и халдейской Астарты, египетской Исиды и римской Дианы. Позднее он использовался в символике, связанной с Девой Марией. В христианской мистике Мария с серпом месяца означает женский принцип, приносящий свет во тьму ночи. Использовался как символ безопасности в Византийской империи времён Константина. Символ был перенят турками после победы мусульман над христианами. Турецкий султан стал использовать его как знак своего могущества. Полумесяц стал символом ислама и противопоставляется кресту (солярному символу).

В архаических культурах периодичность исчезновения и появления Луны послужила причиной для повсеместной ассоциации этого светила с царством мёртвых, куда отправляются души после смерти, и силами возрождения. Луна предстает как земля мёртвых или мир душ, ожидающих перерождения. Идея странствия на Луну после смерти сохраняется и в более поздних культурах (в Греции, Индии и Иране). Дни, когда луна исчезает с небес, отождествляются со смертью человека, необходимой для его возрождения. Неслучайно лунным божествам (подобным греческой Гекате) приписывалась власть над призраками, а само ночное светило, согласно поверьям, оказывало влияние на душевнобольных (отсюда происходит понятие «лунатизм»). По словам французского исследователя оккультизма М. Морана: «Луна <…> это обман, тайны, изменённые состояния психики вплоть до душевных болезней, восприятие человеком себя и реальности в призрачном, иллюзорном свете, заблуждения, в том числе пагубные».

Как уже упоминалось, оппозиция Солнца и Луны является одной из основных в мифологических системах. Солнце всегда восходит из мрака ночи во всей своей полноте, а Луна периодически предстаёт как узкий серп месяца, утрачивая свою тождественность и претерпевая драматические трансформации (согласно бушменскому мифу, Солнце и Луна — соперники. Луна убегает от Солнца, которое режет её ножами — лучами. От Луны остаётся только один хребет, и она просит пощадить её. Солнце соглашается, Луна уходит к себе и начинает снова расти. Затем бегство Луны, преследуемой Солнцем, повторяется).

Луне, по словам М. Элиаде, свойственна «идея ритма, воплощающаяся в последовательность противоположностей, это «становление» через последовательность противоположных модальностей (бытие и небытие, формы и скрытые сущности; жизнь и смерть и т.д.). Это становление, которое не может происходить без драмы или пафоса; Подлунный Мир — не только мир перемен, но также мир страдания и «истории». Ничто случающееся в этом мире под Луной не может быть «вечным», ибо её закон — это закон становления, и ни одно изменение не конечно; каждое изменение — только часть циклического рисунка».

 

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.