Имена Солнечные, имена Лунные. Часть II

Дата добавления: 14.12.2016, 00:00:00

Солнце – Отец, Луна – Мать

Как видно из приведённых выше примеров, большинство культурных традиций мира, с очевидным единодушием относятся к Солнцу и Луне, как к представителям двух различных мифологий, двух разных мировоззрений, двух, во многом, противостоящих миров. Что же это за миры?

Более менее внимательное изучение мифа, позволяет предположить, что речь идёт о мире Отца, как персонификации Солнца и мире Матери, как персонификации Луны. В самом деле, солнечная и лунная мифология традиционных обществ, буквально пестрят сопоставлениями Солнца и Отца и уподоблениями Луны фигуре великой Матери. Вот только некоторые из них.

По одному из вариантов мифа о возникновении рода инков, отец-Солнце и мать-Луна послали на Землю своих детей - сына Манко Капака и дочь Маму Окльо. Отец-Солнце вручил Манко Капаку золотой жезл для того, чтобы там, где он войдёт в почву, дети Солнца основали город, которому впоследствии суждено превратиться в столицу великой державы. Манко Капаку удалось вонзить жезл в землю в долине Куско, близ горы Уанакаури. Здесь сын Солнца - первый Инка и его сестра выполнили наказ отца и основали своё государство.

Миф о происхождении североамериканских индейцев зуни рассказывает, что вначале мир был пуст. Только Отец-Солнце и Мать-Луна были на небе, тогда как люди находились в глубине земли, в четвертом темном чреве. Отец-Солнце попросил своих двух сыновей, близнецов-богов войны ахаюта, спуститься туда и вывести людей на белый свет. Те взяли с собой все божественные наборы для вызывания дождя, снега, прорастания семени и спустились к людям, чтобы затем вскарабкаться с ними вверх по сосне. Братья прошли сквозь четыре подземных мира и попали в яркий мир Отца-Солнца.

Сходные представления были характерны и для славян, отделённых от американских индейцев тысячами километров и великим океаном. Славяне считали, что Солнце – отец, а Луна – мать. И как земной отец передаёт ребёнку Дух Рода и наделяет разумом, а земная мать наделяет телом и чувствами, так и Небесный Отец Солнце влияет на сознание, разум и Дух человека, а Мать Луна – на свойства психики и чувственное восприятие, управляя эмоциями и сновидениями.
Те же самые параллели мы находим и в христианстве, обычно, мягко говоря, скептически относящемся к традиционным верованиям. Так, в средневековом апокрифическом «Завещании Авраама» говорится: «И сказал архистратиг: «Слушай, праведный Авраам: Солнце, которое видел сын твой, есть ты, отец его, и так же точно Луна - мать его».

Таким образом, солнечные мифы передают не только идею мужского, творящего, светлого, бессмертного начала, а лунные идею начала женского, зависимого, цикличного и тёмного. Солнце и Луна, прежде всего, маркируют два противоположных мира – мир Отца и мир Матери. Это различие и лежит в основе двух древнейших, но главенствующих по сей день (вне зависимости от господствующих религий) культов: Солнечного и Лунного.


Солнечный культ

В основе культа Солнца лежит мужская, фаллическая, оплодотворяющая идея. Солнце здесь – это символ ясного разума, всего апполонического, связанного с отцовским правом. Закон Отца – источник энергии, мудрости, мотивации и вдохновения приверженцев Солнца. Все эти качества в рамках развитого солярного культа связываются с элитой общества. Монархи правили от имени Солнца и к Солнцу возводили своё происхождение. Солнечный культ вообще характерен для патриархальных обществ, в которых сильны функции священного царя. Здесь Солнце представляется как единственный царь Вселенной. Так в египетском гимне XV в. до н.э. Солнце называется «одним единственным», а земной царь как солнечное божество (хеттское самоназвание царя «Моё солнечное божество») или сыном бога Солнца.

Солнечный культ связан с идеологией священного правления во многих странах (правитель Перу — олицетворение солнечного бога, фараон — бог Солнца, в Японии солнечная богиня Аматэрасу, верховное божество пантеона, была охранительницей императорского рода).

Кроме того, Солнце олицетворяет также солнечное героическое начало. Оно, как мы покажем ниже, отличается от героизма лунной парадигмы. Прежде всего, солнечный герой – это всегда безоговорочный борец с тьмой, во всех её проявлениях. Ему не свойственны сомнения, либерализм и двойные стандарты. Видя тьму, он нападает и его единственной целью в этот момент является её уничтожение. По этой причине, солнечный герой строго следует «кодексу воина». Он не воюет ночью, не нападает со спины, не разит спящего врага и т.д. Многие герои мифов наделены выраженными солярными характеристиками (Геракл, Зигфрид и др.).

Солнечный культ «диктует» и своего рода солнечный сценарий жизни, передаваемый в солнечных мифологических сюжетах. Показателен в этой связи миф о наиболее известном солнечном боге – египетском Ра.

Согласно одной из версий Ра восстал из неоглядного Нуна (Хаоса) и не увидел поначалу места, куда можно было ступить. И тогда воздвиг он земляной холм Бенбен. Дабы создать всё сущее, Ра оплодотворил самого себя («упало семя в мой собственный рот»). По другой версии Ра появился из огненного острова, который наделил его светоносной силой, позволившей преодолеть мрак и хаос. Тем самым солнечный свет предстал символом порядка, справедливости, истины.

Сохраняя установленный порядок в мироздании, Ра выплывает каждое утро на небо в ладье Манджет, восседая на золотом троне (фараоны совершали подобные ритуальные плавания через Нил, как бы повторяя путь Солнца). Ярко сверкает на его короне Око, освещая путь по небесному Нилу, и своими острыми лучами прогоняя мрак. Завершая путешествие, Ра пересаживается в ночную ладью Месектет и отправляется в подземный мир вечной тьмы, где ему предстоит сразиться с демонами.

Наиболее трудное испытание здесь предстоит Ра при встрече с извечным его врагом — великим змеем Апопом. Желая погубить Ра, Апоп выпивает всю воду подземного Нила. Начинается жестокое сражение, в котором Ра побеждает. Пронзенный копьями, Апоп извергает проглоченную воду и остаётся в подземелье, тогда как ладья Ра восходит над землей. Открываются перед ним ворота горизонта, выходит Ра из ночной ладьи, умывается в водах прозрачного озера, надевает красные одежды и садится в дневную ладью, чтобы плыть по небесному Нилу и озарять землю своим сиянием.

Таким образом, в основе солнечной парадигмы, свойственной миру Отца, лежит идея порядка, справедливости, истины. Солнечный герой непременно должен пройти инициацию, пройдя через тьму (царство мёртвых, преисподнюю, ад) и вернуться победителем.


Лунный культ

В основе культа Луны лежит матриархальная система власти и божеств, доминантным воплощением которых является Луна.

Основной, центральный объект почитания лунного культа - Великая Богиня Мать. Согласно лунной мифологии, Великая Богиня существовала прежде времён и породила Вселенную из собственного тела и разума. Она родила бога-сына, которого сделала своим супругом, а результатом этого священного брака и стала жизнь на Земле. То есть Луна или Богиня Мать почитается здесь как эксклюзивная прародительница всех божественных сущностей, населяющих мир. В гимне, провозглашаемом некогда в храме Кибелы (Матери богов) говорится: «От Меня пришли все боги и богини, которые существуют».

Луна в образе Великой Матери руководит процессом оплодотворения у людей и у животных, а также управляет жизнью дикой необузданной природы. В связи с этим, в лунном культе действуют отличная от солнечного культа идеология. Если в мире Отца в первую очередь главенствуют требовательность и строгость, справедливый суд и следование Закону, то материнский мир предполагает ничем не обусловленную свободу инстинкта, отсутствие границ и запретов.

Кроме того, Мать Луна почиталась и как наводящая страх Мать ужаса (например, индуистская Кали). Она не только даёт жизнь, но и легко отнимает её. Если Великая Мать властвует над рождением и всей последующей жизнью, то Мать ужаса правит уничтожением. Поэтому рождение и жизнь в лунном культе неразрывно связаны со смертью и разрушением. Образ дающего жизнь женского чрева здесь трансформируется в образ всепожирающей пасти иного мира. Именно в связи с этим превращением Богиня Мать ассоциируется с тьмой.

Лунный культ имеет и своих героев. Но эти лунные герои или воины Матери, существенно отличаются от героев солнечных. Не зная кодексов и законов, они исповедуют одно правило – «для победы все средства хороши». Поэтому свободно могут нападать ночью, убивать спящих, подсыпать яд, бить в спину, лжесвидетельством обрекать на казнь и т.д. Врагом же таких героев может стать кто угодно, но по преимуществу, это, разумеется, враг Матери.

Лунный сценарий хорошо иллюстрирует миф об Артемиде. В античной мифологии она известна как покровительница охоты, владычица природы и госпожа зверей. У Гомера она охотница и богиня смерти, но также и покровительница рожениц. Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, её сопровождает свора собак и любимая лань.

Артемида - не только охотница, но и медведица. В Аттике жрицы Артемиды надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами. Святилища Артемиды часто находились вблизи источников и болот (почитание Артемиды Лимнатис – «болотной»), символизируя плодородие растительного божества. Хтоническая необузданность Артемиды близка образу Великой матери богов - Кибеле в Малой Азии. Отсюда оргиастические элементы культа Артемиды и древнее представление о её лунной природе и близости к колдовским чарам Селены и Гекаты, с которыми она часто отождествляется ...

 

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.