Имена Солнечные, имена Лунные. Часть III

Дата добавления: 21.12.2016, 00:00:00

... Артемида действительно не отличалась девичьей мягкостью и сердобольностью:
…Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,
И на тенистых отрогах свой лук всезлатой напрягает,
Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут
Главы высокие гор. Густотенные чащи лесные
Стонут ужасно от рёва зверей. Содрогается суша
И многорыбное море
Она же с бестрепетным сердцем
Племя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.
После того, как натешится сердцем охотница-дева,
Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляет…

Гомер

Её культ сопровождают кровь и мучения. В древнейшие времена на алтарях Артемиды совершались человеческие жертвоприношения. После их отмены в Спарте в дни празднества Артемиды ивовыми прутьями секли юных спартанцев, и их кровь орошала её алтарь.

Богиня-охотница устраивалась на отдых в самых отдалённых местах гор и лесов, обычно в пещерах близ источника. Горе было тому, кто нарушит её покой. Зная, что Артемида неумолима, люди, посещавшие её заповедные места, были весьма осторожны. Они помнили о судьбе неразумного Актеона, который осмелился заглянуть в грот, где Артемида разделась для омовения. В гневе богиня превратила его в оленя и натравила на Актеона его же собственных собак, а затем навела на него его друзей охотников.

Словом, Артемида не подпускала к себе ни одного мужчину. Но однажды она услышала об Орионе, сыне Посейдона. Слава о его мощи, красоте и охотничьих успехах наполнила весь мир. Герой перебил своей медной дубиной множество нападавших на людей зверей. Орион обладал такой силой, что ему ничего не стоило передвинуть горы, чтобы создать гавань или воздвигнуть на понравившемся ему месте храм Посейдону.

И решила Артемида охотиться с Орионом. У великана была жена Сиде, родившая ему 50 сыновей и двух дочерей. Долго уговаривала она супруга, чтобы он держался подальше от богини, погубившей множество смертных. Но ему не терпелось показать Артемиде, что не уступает он ей ни в силе, ни в ловкости. Артемида и Орион стали охотиться вместе, преследуя зверей по всему свету. Всё чаще и чаще заглядывалась Артемида на своего спутника. Но вот они оказались на широком лугу, где устроили состязание в метании диска. Орион кинул свой диск дальше. Не выдержала богиня того, что смертный оказался победителем, и поразила Ориона стрелой. Опомнившись, она зарыдала и стала рвать на себе волосы. Ринувшись к Зевсу, она взмолилась, чтобы он вернул Ориону жизнь. Но Зевс отказался. Тогда богиня упросила его сделать так, чтобы она могла вечно любоваться красотой возлюбленного. Так появилось новое созвездие – Орион.

Таким образом, в основе лунной парадигмы мира Матери, вместе с идеей плодородия лежит и противостояние всему мужскому, солнечному. Артемида самодостаточна, она живёт в самовоспроизводящемся мире дикой природы и хранит её тайны. Это объясняет её жестокость к Актеону. Она покарала его не за то, что тот нарушил её уединение, а за то, что, увидев обнаженной, усмотрел нечто запретное. Наказание Актеона – это не самооборона девы, которая не приемлет брака. Это наказание за проникновение в тайну.

Противоположность всему мужскому проявляется и в убийстве Ориона. Даже испытывая влечение к мужчине, она не может допустить его первенства.

Имя как Миф

Академик А.Лосев писал: «Имя – это свёрнутый миф». То есть в имени, в сконцентрированном виде содержится некий мифологический сюжет, который, разворачиваясь, формирует саму судьбу человека. И постичь тайну своего имени, значит прочесть его как миф, увидеть мифологические сценарии своей судьбы, понять какие мифологические архетипы действуют в нашей жизни.

Исходя из выводов, к которым мы пришли в предыдущей части статьи, можно с уверенностью сказать, что основных судьбоносных мифологических сюжетов, зашифрованных в наших именах два – солнечный и лунный. Соответственно, всё многообразие имён классифицируется по двум основным признакам – их принадлежности к солнечной или лунной парадигме.

Мы не случайно употребили здесь термин «парадигма» вместо привычного «мифология». Дело в том, что парадигма, согласно определению, проф. А.Дугина: «В самом широком смысле, это исходный образец, матрица, которая выступает не прямо, но через свои проявления, предопределяя их структуру (греч. paradeigma от para «сверх», «над», «через» и deigma «проявление» - «то, что предопределяет характер проявления, оставаясь вне проявления»)». То есть парадигма - это не проявленная напрямую, структурирующая реальность, которая, оставаясь неосознанной, устанавливает «базовые, фундаментальные пропорции человеческого мышления и бытия». А делает она это посредством мифа, создавая структуру языка и всего спектра заложенных в нём смыслов. Ибо миф, по словам А.Лосева, есть наивысшая реальность.

Таким образом, имя, принадлежа к солнечной или лунной парадигме, не просто вовлекает своего носителя в тот или иной мифологический сюжет, но, исходя из смыслов этого сюжета, генерирует базовые установки мировоззрения человека, определяет его мотивацию и поступки.

Имена солнечные

Имена солнечной парадигмы содержат свёрнутый солнечный миф. Им свойственны все проявления солнечного культа, обозначенные выше. Коротко говоря, имена солнечной парадигмы имеют такие характеристики как:
- принадлежность к миру Отца (патриархальность);
- преобладание мужского, творящего, светлого, бессмертного начала;
- служение закону, порядку, истине;
- солнечный героизм, основанный на строгом следовании кодексу воина;
- обязательное инициатическое преодоление тьмы.

Солнечные имена, в определённой степени соотносятся с концепцией режима «диурна», предложенную структурной социологией. В его основе, согласно идеи Ж.Дюрана, изложенной А.Дугиным, «лежит фундаментальная идея смерти как другого, с соответствующим императивом борьбы с ней, противостояния ей. Смерть и время рассматриваются здесь как враг, с которым надо бороться. К этому режиму и к этому обобщающему мифосу относятся следующие группы символов: меча (того что разделяет), скипетра (инструмент властвования), стрелы – полёт, однозначная и необратимая ориентация.

В режиме диурна герой укрепляет свою идентичность и расщепляет внешние предметы, дробит объект. Чем больше цельность субъекта, тем больше нюансов различает герой в объекте и тем ближе он к своей цели – встрече с Отцом.

Всё, связанное с ночью здесь демонизируется. Ночь – это иное, ужасное и враждебное. Режим диурна - это режим дуализма по преимуществу. Дуализм этот может проявляться на всех уровнях - религиозном, политическом, моральном, социальном, культурном, бытовом».

Имена лунные

Имена лунной парадигмы содержат свёрнутый лунный миф. Соответственно, им свойственны все проявления лунного культа. Обобщённо, имена лунной парадигмы имеют следующие характеристики:
- принадлежность к миру Матери (матриархальность);
- преобладание женского, воспроизводящего и поглощающего, тёмного, циклического начала;
- подверженность влиянию инстинктов;
- иллюзорность;
- лунный героизм, основанный на желании одержать верх любой ценой;
- обязательное противостояние всему диурническому, солнечному.

Лунные имена можно соотнести с Дюрановской концепцией режима «ноктюрна». «Весь режим ноктюрна это - режим эвфемизма (эвфемизм по-гречески «благое имя»). Эвфемизмом является называние дурного, ущербного, вредного, злого, отвратительного, неприличного, страшного предмета или явления чем-то смягчённым, уменьшительно-ласкательным, ироничным, чтобы психологически снять остроту конфликтности, который они в себе несут. В этом режиме всё то, что опровергалось и отбрасывалось режимом диурна, подлежит переоценке и переосмыслению».

Лунная мифология позитивно переосмысляет (эвфемизируют) тёмное женское начало. Оно в ней означает благое, доброе, мягкое, желанное, позитивное. «Ночь здесь нежна и свежа, а не страшна. Женщина – царица ночи. Это – «царство матерей», которое искал Фауст у Гёте». Тьма в лунной парадигме становится тайной, уничтожение – частью природного цикла, предательство – шагом на пути к великой цели и т.п.

В пространстве ноктюрна идентичность мифологического героя размывается, расщепляется, а внешний мир, напротив, становится гомогенным, лишённым границ. Чем меньше цельность субъекта, тем меньше тревожных нюансов различает герой в объекте и тем более сливается с ним, осуществляя главное желание – слиться с матерью.

Промежуточные имена

Как показывает практика, существует ещё одна, третья группа имён, значения которых не вписываются ни в одну из двух рассматриваемых парадигм. Они находятся как бы между Солнцем и Луной, в своего рода «сумеречной зоне», а потому могут быть названы промежуточными.

Подобные имена соответствуют предрассветным или закатным сумеркам, так что среди них встречаются такие, где в той или иной степени преобладают солнечные характеристики и такие, в которых больше влияние Луны. Соответственно, тут возникает множество нюансов, делающих промежуточную группу крайне неоднородной. Для подробного описания её представителей требуются дополнительные исследования, поэтому в данной статье мы ограничимся только констатацией самого факта наличия смешанных или промежуточных имён. Гораздо важнее сейчас как можно глубже понять имена солнечной и лунной парадигм.

Мифологический пол в Солнечной и Лунной парадигмах

Для более полного понимания структурных характеристик солнечных и лунных имён, мы вновь обратимся к концепции Ж.Дюрана о двух мифологических режимах мировосприятия – диурническом и ноктюрнюческом.

Впрочем, здесь необходимо сделать одно существенное замечание. Идея Дюрана, как это и было сделано выше, может быть соотнесена с делением на солнечные и лунные имена, но с определёнными оговорками. Солнечная и лунная парадигма не соотносится с концептом Дюрана, каким мы его знаем в изложении А.Дугина, на сто процентов. Но аналогии между ними могут помочь нам лучше понять природу имён Солнца и Луны.

Одна из таких аналогий позволяет сделать очень важное предположение о том, что солнечная парадигма и её имена, также как и режим диурна связаны с мускулиноидностью. Речь идёт не о мужском поле в физиологическом смысле, а о мужественности, как особом психологическом, социальном, культурном типе, который воплощает в себе идею солнечного начала. Лунный культ, также как и режим ноктюрна формирует матриархальную конструкцию, где преобладает женственно-материнский тип, который Ж.Дюран называет феминоидным.

К реальной анатомии эти образы не имеют прямого отношения. Мускулиноидность и феминоидность связаны с гендером особого рода. Это мифологический или психологический пол. Так что привычное в быту лексическое разделение на «мужские» и «женские» имена здесь недействительно. Значение имеет только архетипический сценарий, представленный в виде образно-буквенного шифра имени. Поэтому обладатель «мужского» (в привычном понимании) имени совсем не обязательно будет являться представителем солнечной парадигмы, а «женского» лунной. Физиологический пол не определяет принадлежность к Солнечному или Лунному культу, а мускулиноидность или феминоидность не является физиологическим признаком. Это показатель присутствия в имени либо солнечного, либо лунного начала.

Таким образом, солнечные (отцовские, диурнические, мускулиноидные) характеристики могут нести и женские имена, а лунные (материнские, ноктюрнические, феминоидные) – мужские. В связи с этим, можно выделить четыре типа субъектов именных мифологических парадигм:
- солнечный муж;
- солнечная дева;
- лунный муж;
- лунная дева.

Такое деление, кстати, вполне обосновано и с точки зрения мифа. В культурной традиции многих народов Солнце может выступать как женский персонаж, а Луна как мужской. При этом Солнечная Богиня не имеет ничего общего с Лунной Богиней и несёт мускулиноидные черты, а Бог Луны отличается от Бога Солнца и обладает феминоидными признаками.

Точно также обстоит дело и с именами, вписанными в ту или иную мифологическую парадигму. Несмотря на общий «лексический пол», имена солнечных и лунных мужей и дев структурно, по характеру, будут различаться также как Солнце и Луна. Лунный муж, в отличие от солнечного, феминоиден, а солнечная дева, в отличие от лунной, мускулиноидна. Но это не означает, конечно, что лунный муж обязательно женоподобен, а солнечная дева – это пресловутый «мужик в юбке». Вовсе нет. Это говорит только о том, что лунный муж несёт характеристики мира Матери и существует в режиме ноктюрна, а солнечная дева наделена солнечным началом и находится на территории Отца, в режиме диурна.

Предложенная типология не только соответствует мифологическим сюжетам, но исходит из самой природы Имени, как образно-буквенного кода. Кроме того, она позволяет лучше соотнести идеи солнечно-лунной парадигмы и структурной социологии. Так, в интерпретации последней А.Дугиным, мужское и женское не могут вступать в гармоничные плодотворные связи, так как существуют в диаметрально противоположных режимах. Однако это становится возможным, если принять во внимание, что на солнечной территории (по Дюрану сугубо мужской) могут существовать и женщины с солнечными именами (солнечные девы), а на лунной (по Дюрану сугубо женской) – мужчины с лунными (лунные мужи). В таком случае, наша типология, опирающаяся на знание о мифологическом поле и законе существования двух парадигм, даёт нам ключ к самому главному – отношениям.

Взаимоотношения Солнечных и Лунных имён

Отношения между окружающими нас субъектами-носителями имён и теми смыслами, которые реализуются в каждом конкретном имени определяют нашу реальность. А окружают нас, как мы уже знаем, по большей части, либо солнечные, либо лунные имена. В связи с этим, взаимоотношения представителей солнечной и лунной парадигм приобретают огромное значение.

Особенности отношений Солнца и Луны наглядно иллюстрирует опять-таки миф. В традиционных культурах разных народов они могут выступать в качестве супруга и супруги, брата и сестры и т.п. Но во всём многообразии чётко прослеживается основной сюжет, который состоит в противостоянии двух светил. Зачастую, лунное божество стремиться поглотить божество солнечное.

Этот сюжет наиболее красочно раскрывается в образе сирены (ср. с греческой лунной богиней Селеной) — прекрасной и манящей женщины, завлекающей путника в свои объятия, в которых он теряет волю и разум. Точно также, зароастрийская лунноликая Мах, своими песнями заставляет Солнце опускаться в глубины океана, после чего наступает ночь. Солнце, символизирующее разум, попадая во власть бессознательного, символизируемого Луной, становится неспособным на некоторое время поддерживать порядок в мире. То же самое происходит, когда Луна затмевает Солнце. Мир погружается на время во тьму и демоны торжествуют. Всё это, лишь интерпретации общего для всех народов архетипического мифа о лунной богине, завлекающей бога солнца в свои объятия.

Ровно тоже происходит в жизни реальных людей. Так, в практике «Студии Имени» был случай, когда женщина, чьё родовое имя (фамилия) было вписано в солнечную парадигму, вышла замуж за мужчину-носителя лунного родового имени. После заключения брака, в её жизни начались крайне негативные изменения. Болезни, разрушение карьеры и т.п. Более того, после того как у женщины начались эпилептические припадки (не обусловленные наследственностью), муж её бросил. Но и после развода положение только ухудшалось. Что же произошло? С точки зрения мифа, случилось следующее. Солнце (представительница солнечного Рода) выходит за-муж за Луну (представителя лунного Рода). Перед нами не что иное, как миф о затмении Солнца, закатывающегося за Луну и теряющего свою силу. Причём, в данном случае, этот сюжет реализовался буквально – женщина что называется «закатывалась» в припадках. Естественно, выход из сложившейся ситуации мог быть только один – возвращение прежней солнечной фамилии.

Данный пример наиболее ярко, иллюстрирует то, как миф структурирует нашу реальность. Однако из него не следует, что представители Солнечной и Лунной парадигм не могут ужиться вовсе. Это не так, о чём свидетельствует корпус мифов, где Солнце и Луна являются супругами. Но дело в том, что даже в этом статусе они не могут быть вместе постоянно. Их супружество отождествляется с полнолунием, периодом, когда луна полностью отражает солнечный свет. Даже «великая любовь» не в силах изменить этого порядка. Об этом рассказывает красивейшая легенда о Психее и Эроте, где Луна (Психея) недолго наслаждается обществом своего божественного возлюбленного (Эрота). Под влиянием собственной природы (в мифе – это её коварные сёстры) она теряет его и находит на небесах лишь после того, как проходит тяжкие испытания (проходит фазы ущербной и тёмной луны). И этот цикл будет повторяться вновь и вновь, так как Солнце и Луна это бинер, для устойчивости которого необходим третий элемент.

Зачастую, супруги, имена которых относятся к разным парадигмам, испытывая серьёзные проблемы, решают их, рождая детей. Так, если имя супруга относится к солнечной парадигме, а супруги к лунной, то выходом для сохранения такой семьи может стать рождение сына. В этом случае лунная дева как бы подтверждает свою готовность продолжать род солнечного мужа, отказывается от соперничества, а потому перестаёт бессознательно восприниматься как враг. Правда при этом, она жертвует своей лунной природой, которая заинтересована в появлении дочери. Поэтому лучшим вариантом будет рождение второго ребёнка – девочки. Тогда и сама лунная дева, не будет чувствовать себя ущербной. Но если первой родится девочка, то солнечным мужем (заинтересованным только в сыновьях) это будет восприниматься как доказательство покушения на Закон, и отношения такой пары могут быть поставлены под удар.

Отношения Солнца и Луны – это всегда поиск компромисса. Концепция Дюрана, согласно которой диурн и ноктюрн суть несводимые понятия, работает здесь на сто процентов. Солнечный муж и лунная дева или солнечная дева и лунный муж абсолютно разноприродны, а потому их отношения всегда проблемны. Они либо встречаются на какое-то время, а затем расходятся, либо кто-то из них должен пожертвовать собой. Как правило, солнечный муж на это не способен, также как и лунная дева. Солнечный муж не может реализовать себя ночью, как и лунная дева не в состоянии реализовать себя днём. Это вне их природы. А вот лунные мужи, будучи феминоидными, достаточно легко уступают солнечным девам. Поэтому, кстати, они заинтересованы в рождении девочек. Более того, как правило, они очень хотят этого, так как появление дочерей отвечает их лунному началу. Напротив, рождение солнечной девой сына, становится для него угрозой.

Наиболее гармоничны, безусловно, отношения между соприродными именами: солнечный муж – солнечная дева или лунный муж – лунная дева. Они, что называется, наиболее подходят друг другу, поэтому их встреча не обусловлена необходимостью жертвы или появления третьего участника – заложника противостояния, – способного уравновесить непримиримые стороны.

Вот почему отнесённость к Солнечной или Лунной парадигме является одним из важнейших уровней прочтения Имени, который необходимо учитывать, давая имя ребёнку, заключая семейный союз или выбирая партнёра по бизнесу. Ведь от того, представители каких мифологических сценариев вступают во взаимодействие, будет зависеть тип отношений, смысл, реальность и, в конечном счёте, судьба конкретных людей. 

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.