Взрослое и детское имя. Часть II

Дата добавления: 16.02.2017, 00:00:00

Детское и взрослое имена в контексте современности

К великому сожалению, большая часть людей сегодня лишена возможности самореализации. От рождения до смерти они несут одно, с точки зрения культуры, «детское» имя. Современное общество потребления, в котором всё больше проявляется тотальная инфантильность (по утверждению психологов, уровень психологического развития нынешнего «взрослого» человека не выше чем у 12 летнего(!) ребёнка), размытая половая идентичность, стремление к накоплению материальных ценностей и огромное количество «неразрешимых» психологических проблем, как раз и является результатом отсутствия своевременного, ритуального получения «взрослого имени» .. 

Качества нового имени проявляются медленно, постепенно. Ведь они должны непротиворечиво встраиваться в те качества, которые несёт «детское имя». Это происходит подобно тому, как человек набирает опыт: постепенно, слой за слоем. Сначала опыт внутриутробного существования, затем, опыт рождения, взаимодействия с пространством и т.д. Таким образом, люди взрослеют и постепенно меняются, при этом все слои их детского опыта остаются, и только от нас зависит, как мы распорядимся этим базисом. Либо мы пересматриваем, переплавляем, трансформируем всё накопленное (как позитивное, так и негативное) в некие взрослые качества, либо бережно храним в неизменном виде и периодически регрессируем в детские проблемные зоны. Точно так же и здесь. Если детская проблема не решена, то она не решится и после наречения «взрослым именем». Она не исчезнет автоматически во время обряда, но останется на глубинном уровне, уйдёт на дно бессознательного, так как все вытесненные детские проблемы, травмы, негативный детский опыт и нереализованные желания предков носят имя, которое дали нам при рождении. Уходя на задний план, в тень, оно становится именем «теневой личности», которая проявляется в стрессовых ситуациях, когда человек теряет контроль над собой и начинает использовать детские, неразумные, животные стратегии поведения. Причём будет использовать их так, как прописано в кодах его «детского имени».

Под «детским именем» человек пережил первую встречу с миром, период полового созревания, первый сексуальный опыт, опыт первой любви, первых потерь и т.п. Такое, что называется, не забывается. Это импринты. Поэтому считать, что их можно как-то смыть или сжечь – психологически недостоверно. Это всё равно, что верить, будто после имянаречения исчезнет врождённое искривление позвоночника или появится недостающая часть тела. Точно так же и опыт, сформировавший нашу психологическую структуру, уже не изменишь. Он уже есть и у этого базиса есть имя, которое пришло из родовой системы. Да, сегодня это навязанное имя нереализованных желаний предков, но ведь и после переименования эти желания не реализуются сами собой. Более того, прожив с этим именем несколько лет, человек накладывает на опыт предков свой личный опыт. Он как-то взаимодействует с их желаниями, что-то делает, что-то реализует, а от чего-то сбегает. И этот опыт тоже не растворяется в водах священных водоёмов.

Потому-то и нужны были девять лет послеобрядовых инициаций или жестокие практики, в которых из человека выбивались старые смыслы. Новое имя закреплялось либо через прохождение серьезных испытаний, сопряженных с болью, либо в течение долгих лет, на протяжении которых детский опыт перерабатывался или пересматривался с позиции «взрослого имени». Ведь переименовывалось не только тело, но и опыт, который при этом не становился другим. Он не менялся, а осмысливался иначе, с позиции взрослого человека. Если, например, страх переименован, он остаётся страхом, просто появляется новый взрослый инструмент взаимодействия с этой силой. «Детское имя» не пускало во взрослую стратегию проживания и взаимодействия с ней, поэтому человек реагировал на неё как ребёнок, а «взрослое имя» давало возможность подойти к ней с новых позиций, в другом состоянии бытия, которое оно содержало в себе как совокупность способностей, возможностей, сценариев, стратегий, тактик. В этом состоянии человек получал новые инструменты для работы с прошлым – стратегии и поведенческие алгоритмы взрослого, социализированного существа. Теперь он мог интегрировать любой получаемый опыт и социально-приемлемым способом реализовывать свои желания.

В таком случае, кажется, что выход из антропологического кризиса, в который всё глубже проваливается наша цивилизация, предельно прост – необходимо срочно возрождать институт имянаречения, благо, что люди, способные проводить такие обряды всё ещё существуют. Окрылённых этой идеей, за последние 10 лет было немало. Этому способствовал и усилившийся интерес к родной культуре, и открытая деятельность некоторых реальных носителей традиции. Словом, количество прошедших обряд имянаречения на сегодняшний день довольно велико. Вот только количество это не переходит в качество. Напротив, после периода эйфории и радостного ожидания наступления перемен, у многих носителей «взрослого имени» наступает разочарование, потому что либо ничего особенного не происходит, либо жизнь становится даже труднее. Зачастую, через два-три года бесплодного ожидания «волшебного преображения», человек приходит к выводу, что имянаречение – не более чем игра, фольклорная забава. Происходит это как раз по той причине, которая и является темой данной статьи: имя, полученное человеком при рождении, остаётся с ним навсегда. И в этом утверждении нет никакого противоречия с тем, что было сказано об обряде имянаречения в контексте Культуры, так как между тем, что было, и тем, что есть сегодня, существуют несколько принципиальных отличий, главное из которых состоит в том, что собой представляет современное «детское имя».

«Детское имя»
Нынешнее «детское имя» - это далеко не то же самое явление, которое знала традиционная Культура многих народов. Это не кличка или временное прозвище, а полноценное имя собственное. Доказывать это излишне, так как любому здравомыслящему читателю известно, что современные родители не называют детей, опираясь на какой-то внешний признак или желая обмануть нечистую силу. Кроме того, получение ребёнком имени, проходит сегодня с соблюдением определённого социального ритуала: запись в книге актов гражданского состояния и закрепление в свидетельстве о рождении и других документах. И, наконец, самое главное – имя, полученное при рождении, и сам его носитель и всё его окружение воспринимают как постоянное имя конкретного человека, данное раз и навсегда (возможность его смены, конечно, допускается, но не одобряется).

Таким образом, сегодняшние «детские имена» несопоставимы с древними детскими прозвищами. Это видно даже при простом сравнении: «Александр», как «детское имя», ничем не отличается от «Александра», как имени «взрослого», а вот «Неждан» отличается от «Александра» очень существенно. Ведь «Неждан» – это только качество (нежданно родился), а «Александр» - это набор определённых жизненных программ, которые уже реализовывались в течение того времени, пока человек носил данное «детское имя». Это имя определило тот период жизни, когда он сложился как человек, когда формировались его личностные качества, психическая структура, индивидуальное бессознательное, сопряжённое с родовым бессознательным. Оно вобрало в себя нереализованные желания предков и т.п. Получается, что под кодом так называемого «детского имени» проходит весь путь психосексуального развития, психического становления, а также социализации современного человека. Значит, предполагая, что можно «стереть» имя, пройдя тот или иной обряд, нам придётся принять и то, что вместе с ним можно «стереть» и прежнего человека, со всей его прошлой жизнью. Но это невозможно, по той простой причине, что прошлая жизнь уже была, она состоялась по факту, с ней уже ничего нельзя сделать, точно так же, как нельзя снести фундамент и первый этаж дома, для того, чтобы достроить мансарду. Поэтому, как невозможно вычеркнуть детские годы, так нельзя избавиться и от современного «детского имени». Это имя нашего прошлого, в котором записано всё, что сделало нас такими, какие мы есть: встреча родителей, зачатие, внутриутробное развитие, рождение и все последующие события в жизни. Мы не можем сказать, что всего этого не было, а, потому, не в состоянии отказаться и от имени, которым всё это названо.

Итак, современное «детское имя» функционально и сущностно отличается от того, каким оно было в древности. В таком случае, что же такое нынешнее «взрослое имя» и что сегодня происходит после его получения?

«Взрослое имя»
По своей природе, «взрослое имя», получаемое (но, ни в коем случае не придумываемое) при соблюдении определённых условий, остаётся тем же, что и в старину. Оно также выполняет задачу проявления истинной сути человека, реализации его небесной природы. Вот только выполнить её сегодня гораздо сложнее. Порой, почти невозможно, так как на пути реализации этой задачи стоит другое, «детское имя», вошедшее в кровь и плоть, и составляющее всё существо заново наречённого.

В этом состоит отличие нынешнего «взрослого имени» от древнего. Оно не является единственно определяющим судьбу своего носителя. Сегодня, по большому счёту, это второе имя. Более того, зачастую, именно оно сейчас существует в статусе прозвища. Кто-то использует его как своего рода «ник», известный узкому кругу людей, иные для того чтобы компенсировать свою неполноценность, начинают бравировать им, демонстрируя свою особость, а кое-кому оно нужно для того, чтобы играть в «высокую духовность», оставаясь «волками в овечьей шкуре».

На самом деле, ни о какой особенности, полноценности, духовности или взрослении здесь говорить не приходится, так как первое «детское имя» никуда не исчезает. А, значит, остаётся в силе и его сценарное поле, и связь с матерью, и все те детские модели поведения, которые накоплены в детском опыте. Человек просто вытесняет «детское имя», как вытесняет всё, что связано с детскими переживаниями, травматическим опытом и т.д. в бессознательное. Оно уходит в «тень» и становится базисом для «взрослого имени», то есть тем, что будет позволять проявляться только тем его уровням и смыслам, которые не противоречат уровням и смыслам «детского имени». Таким образом, полного воплощения во «взрослое имя» сегодня не происходит, оно становится либо прозвищем, либо дополнением к «детскому», которое пусть незримо, но так и остаётся определяющим.

Безусловно, не все, кто сегодня получил «взрослые имена», находятся в такой перевёрнутой ситуации. Есть люди, которые не играют в новое имя, не кичатся им и не ждут волшебного преображения, а серьёзно относятся к принятию «взрослого имени», понимая, что это значит, а потому осознанно работают над собой. Такая работа невозможна без знания тех значений, смыслов и тайн, которые несут как «взрослое», так и «детское» имена. Поэтому таких людей единицы. Подавляющему большинству приятнее фантазия, что во время обряда их старое имя исчезло, что в воду они зашли как малые дети, а из воды вышли как безымянные, обновленные, чистые и непорочные люди, готовые получить от жреца «взрослые имена» и начать совершенно новую самостоятельную взрослую жизнь. При этом даже самые фанатичные поборники традиции, почему-то предпочитают упускать из вида очень важные детали, о которых говорилось выше: во время обряда смывалось прозвище, но не имя, а сам обряд проводился в начале взросления и на самом деле был его стартом, после которого следовала целая череда различных инициаций и обучений. В этом и состоит причина разочарования и проблем, которые возникают у наших современников, после обряда имянаречения. Никаких изменений с ними не происходит, потому что, пройдя его, они продолжают жить как прежде (то есть так, как жили, будучи носителями только «детского имени»), уверенные что новое имя само всё сделает. Но «взрослого имени» необходимо быть достойным.

Для этого, во «взрослое имя» необходимо «войти», воплотиться в него. Иначе говоря, необходимо переименовать весь предыдущий опыт. Не стереть, что нереально, а именно переименовать. Суть древнего обряда имянаречения в том и состояла, что переименовывалось не только тело и даже не столько тело, но и всё содержание человека: опыт, душевные и психические качества, генетическое наследие и т.д. Но переименовать, не значит аннулировать или забыть. Это значит переосмыслить отношение к прошлому опыту и к желаниям предков, по-новому выстроить отношения с миром и т.д. В качестве примера, здесь можно привести переименование городов. Так, до революции существовал город Царицын. У него была своя территория, инфраструктура, ландшафт, история, население, природные ресурсы, и прочая. Но вот, в 30-е годы его переименовывают в Сталинград. Изменилось ли при этом его место на карте, расположение улиц или состав населения? Нет, всё это осталось прежним. Но изменился закон существования этого города, его способ взаимодействия с другими территориями и значение в рамках страны. То же самое происходит и с человеком. «Взрослое имя» меняет способ взаимодействия с прошлым опытом, причём, кардинально. Оно осуществляется с позиции взрослого, с позиции Духа, а не тела и инстинкта. Но для этого должна произойти серьёзная внутренняя трансформация.

Мало пройти обряд и вписать новое имя во все документы. Необходимо понять, как оно будет взаимодействовать с прежним, какая практика поможет преобразовать детский опыт, закодированный в «детском имени» в ресурс «взрослого», то есть, как минимум, необходимо уметь работать с именем и словом. Возможно, Культура знала и другие пути. Учитывая то, что в древности при обряде стиралось только прозвище, то такие пути были наверняка. Однако судить о том, были ли они легче или труднее чем тот, который видим мы, дело неблагодарное, да и глупое. Проверить это невозможно, а восстановить «те самые» древние практики нереально и бессмысленно. За многие тысячелетия изменился и мир, и люди, и их отношения. Значит, процесс вочеловечивания, взросления, обретения своей судьбы тоже изменился, и об этих изменениях мы и постарались рассказать тем, кто уже сделал или только собирается сделать очень важный шаг – обрести своё собственное имя.

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.