5 игр, развивающих предпринимательский дух у детей
Инвестировать и экономить, разделять и властвовать, извлекать выгоду, соревноваться с самим собой и другие навыки, которым будущих миллиардеров можно научить.
Настольные игры, несомненно, съедают неприличное количество времени. Но надо смотреть правде в глаза: никто, наверное, не в силах навсегда запретить своим чадам играть в них. И тогда остается только подбирать развлечения так, чтобы они хоть чему-то учили.
Перед вами 5 настольных игр, развивающих предпринимательские качества: умение распоряжаться ограниченными ресурсами, делать обоснованный выбор, принимать ответственные решения и стратегически мыслить.
«Монополия» для детей
«Монополия», пожалуй, самая известная (или самая разрекламированная) игра на сегодняшний день. У нее масса вариантов: и с городами России, и с использованием банковских карт, и дорожный карточный вариант, и, конечно, «Монополия» для детей.
Суть игры (как можно догадаться по названию) – стать мнополистом, рационально используя стартовый капитал, купить как можно больше выгодной недвижимости, чтобы она приносила дохода больше, чем у конкурентов.
Все игры «Монополии» построены на одном принципе и различаются лишь внешнем оформлением. Недавно была выпущена «Монополия для девочек», выполненная в розовом цвете на тему гламура :)
«Денежный поток 101» (Cashflow 101)
Настольная игра от Роберта «Богатого папы, бедного папы» Кийосаки. По механике похожа на «Монополию», но есть одна хитрость. Каждому игроку присваивается индивидуальная карточка, в которой содержится информация о личных задачах, семье, кредитных обязательствах, собственности, покупках. Таким образом, виртуальное магнатство «Монополии» встречается с приземленными радостями и хлопотами быта. И эта встреча — идеальный повод познакомить ребенка с принятыми в обществе стереотипами успеха, правильной жизни и конкуренции. Урок не только философский, но и практичный: «Денежный поток 101» учит вести бухгалтерию, инвестировать и экономить, разделять и властвовать.
Скорее легкомысленная, чем серьезная, эта игра, однако, дает еще несколько прагматичных советов: постоянно искать в жизни новые окна возможностей, извлекать выгоду из любой ситуации, расставлять приоритеты и не менять коней на переправе, уметь отличать собственные устремления от навязанных другими амбиций. Последний урок самый ценный. Игроки начинают в разных условиях (кто — безработным, кто — банкиром), стремятся к разным целям и прокладывают к ним разные маршруты, но при этом всегда существуют универсальные критерии, по которым можно сравнить их «успешность»: капитал, недвижимость, активы. И Кийосаки довольно убедительно объясняет: соревноваться нужно только с самим собой, все остальное — крысиные бега.
«Продано!» (For Sale!)
Скажем прямо: эта карточная игра посвящена умению торговаться, о котором российская система образования все время как-то стыдливо забывает. В отличие от многих других деловых симуляторов, в «Продано!» приходится думать не только о том, чтобы отыграть побольше ценных активов, но и о том, как выгодно от них впоследствии избавиться. Игра делится на несколько раундов: в начале ведутся торги за самые интересные лоты, во втором акте нужно выгодно перепродать трофеи.
Выбор лотов — а это разнообразная недвижимость, от пентхаусов до юрт эскимосов — может кое-что сообщить о характере ребенка, но тут уж лучше играть со специалистами по психологии. Мы же отметим, что «Продано!» развивает навыки переговоров, учит идти на компромиссы, смиряться с поражениями в отдельных битвах ради победы во всей войне и грамотно распоряжаться козырями в рукаве: торги здесь проходят втемную. Позже продолжить совершенствовать навыки инвестора и дипломата можно будет в играх посложнее — например, в отечественном «Акционере».
«Пандемия» (Pandemic)
Если предыдущие игры учили конкурировать, то эта прививает навыки работы в команде. Сюжет не связан с бизнесом: вместо того чтобы зарабатывать доллары, приходится спасать Землю от четырех эпидемий. Перед началом игры участники вслепую тянут карты с ролями исследователя, врача, организатора, диспетчера. Каждый персонаж обладает определенными бонусами: кто-то может строить научные станции, кто-то — оборудовать зоны карантина, кто-то — изобретать лекарства. С каждым ходом эпидемии поражают все новые города мира, поэтому героям приходится постоянно маневрировать. Здесь и возникают первые конфликты: время ограничено, планета вот-вот погибнет, неверный шаг одного игрока может стать причиной общего поражения. А поскольку одной очевидной стратегии победы над чумой не существует, в группе обязательно начнутся споры и борьба за лидерство.
Вот тут и нужно внимательно следить за поведением ребенка. Сумеет ли он признать свои ошибки и пожертвовать личными амбициями ради общего дела? Сможет ли сплотить вокруг себя остальных? Как справится с ролью исполнителя чужой воли? Опыт показывает: в такой напряженной игре сохранить лицо и взрослым-то не всегда по силам.
Lemonade Stand (Продавец лимонада)
Придуманная еще в 1970-х для первых ЭВМ и впоследствии скопированная на всех возможных платформах игра про малый бизнес. Игрок держит киоск с лимонадом. Каждое утро приходится вкладывать деньги в рекламу в местной прессе, выставлять цену, определять объем производства и надеяться, что обойдется без дождя. Выручка, впрочем, зависит не только от погоды: игра доходчиво объясняет, что такое эластичность спроса, как реагируют на изменение цены лояльные клиенты, куда приводит чрезмерная реклама без должных производственных мощностей и тому подобные базовые понятия. Вдобавок ребенок быстро освоит терминологию и принципы американского бухучета. Flash-версии симулятора легко найти в Интернете, а для ПК, Mac и мобильных телефонов разработан красочный клон Lemonade Tycoon.
Навыки Lemonade Stand позже можно будет применить в похожей по механике, но в тысячу раз более сложной российской онлайн-игре BusinessBattle. Она проходит всего раз в год и рассчитана на студентов и аспирантов, но взрослеть раньше времени и нарушать правила — тоже полезный опыт.
Источник: Forbes