Куда девается увлечение твочеством после школы?
Дата добавления: 03.09.2015, 20:00:00
Вчера нашла интересную статью детского психолога Эллы Прокофьевой под названием «Психология детского творчества». Статья длиная, с кучей терминов, но прочитать ее очень полезно, поэтому я решила написать маленькое резюме этой статьи.
Маленькие дети почти все рисуют, лепят, занимаются танцами и музыкой, но после школы большинство из них бросают эти занятия. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше. С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.
Почему так происходит?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос Элла Прокофьева проанализировала закономерности развития художественных способностей у детей начиная с самого маленького возроста до взрослой жизни.
Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям — это развитие психомоторики, т.е. побольше двигаться, гулять, танцевать, прягать, играть в подвижные игры.
Однако в последние годы наблюдается слишком большой упор на развития мышления, чем движения. Сейчас появилось очень много методик раннего развития, и родители усаживают своих деток, и пусть даже в игровой форме, но стараются их чему-то научить.
Дети очень мало двигаются, тем более под музыку. А ведь движение — это основа для развития всех видов детского творчества.
«Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухо-моторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит активизируется работа моторной зоны мозга — основы для нормального развития речи.» К тому же, музыка успокаивает ребека, дарит ему положительные эмоции.
С самого раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества, а не контролирующей функции сознания,
Однако занятия танцами с детьми мы начинаем в возрасте 4-5 лет, и часто движения не столь пластичны и гибки, как могло бы получиться у совсем маленького малыша. Конечно, навряд ли мы сможем научить годовалого ребенка, который только-только пошел, рубме или джайфу, но просто включить музыку и походить, покачаться в разные стороны, поднять одну ручку-вторую, думаю, посилу всем))
«Следующим видом детского творчества, имеющим огромное значение для развития художественных способностей в онтогенезе, является изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация» Хотя основой для этих более сложных видов детского творчества являются движения под музыку и рисование.
Возможно, воспитатели и учетиля отдает предпочтение иммено лепке и апликациям, потому что это более спокойное занятие. Куда проще, сесить спокойно и полепить, чем рисовать красками, оставляю повсюду следы, или танцевать и создавать атмосферу хаоса)
Лепку и апликацию, нужно вводить, не как отдельные занятия, а как дополнение к музыке и рисованию. Как соединить это все? Да очень просто, включите музыку, начните рисовать и дополняйте рисунок какими-то вырезками,фигурками из пластилина. Короче говоря, сделайте вместе с малышом 3D изображение :)
«Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции малыша превышает все остальные виды детской деятельности. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными.» Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга.
Следующий этап взросления ребенка характеризуется игрой. «Развивающееся воображение ребенка в период младшего детства способствует тому, что ребенок может принять любую роль в игре, выразить (движением, рисунком, словом) свое отношение к другим персонажам, может планировать сюжет сказки-игры, придумывать различные варианты завершения сказки. В то же время развитие речи ребенка способствует тому, что малыш начинает экпериментировать со словами, звуками, ритмами, сочиняя коротенькие стишки».
Особое место в ряду творческих способностей детей занимает фантазия. Фантазия — это художественный вымысел, основанный на способности ребенка, взрослого человека свободно комбинировать образы, возникающие в бессознательном.
А вот когда, творчески одаренный ребенок начинает учится, и сталкивается с традиционной формой обучения,где все идет, так как говорит учитель, в этот момент, как буд-то защищаясь от этого, он начинает усиленно фантазировать.
Таким образом, причина затухания творческих способностей к концу школьного обучения и, наоборот, очень высокая потребность в уходе от действительности зависить от психологической способности ребенка приспосабливаться к уловиям и формам обучения.
Традиционная форма обучения основана на развитии функций левого полушария мозга (алгебра, геометрия, физики, химия, даже история и др.вроде гуманитарные науки)- все изучается по правилам и учебникам. Весь материал логически обоснован и аргументирован, тем временем, как развитие правого полушария — уроки рисования, труда, музыки, преподаются обычно только раз в неделю.
Дети, легко адаптирующиеся к школьной программе, быстро утрачивают способности к музыке, изобразительному, художественному творчеству. Напротив, дети, входящие в разряд «троечников», часто очень увлечены одной, самой важной для их будущего деятельностью, защищаясь от левополушарного «давления» уходом в себя, мир мечты и фантазии.
Многие родители задаются вопросом, что же делать, чтобы ребенок после школы не только, получил знания, но и не утратил свою творческие способности. На этот вопрос детский психолог Элла Прокофьева отвечает так:
«Прежде всего необходимо отказаться от стереотипного мнения, что детство — это только подготовка к будущей взрослой жизни. Термин «дошкольное детство» создает в сознании взрослых образ будущего школьника, а не сегодняшнего малыша. Важно снять этот психологический барьер на пути к пониманию взрослыми сегодняшнего, реального ребенка.»
«По-видимому, существует некий природный замысел развития способностей человека в онтогенезе, согласно которому в последнюю очередь развиваются именно те зоны мозга, которые учителя и родители искусственно пытаются развить в первую очередь. Малыш испытывает невероятное напряжение и огромные трудности, пытаясь сконцентрировать свое внимание на том, что в данный момент интересно не ему, а важно для обучающего и воспитывающего взрослого.»
«Свободное, непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-эмоциональное взаимодействие малыша с миром собственных ощущений и представлений, возникающих как бессознательные импульсы на окружающий ребенка мир звуков, цветов, запахов, прикосновений, отражение этих импульсов в рисунке, танце, речи, фантазиях — это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой.»
На этапе дошкольного детства основной деятельностью, обеспечивающей наиболее адекватные условия для развития контролирующей функции интеллекта ребенка, является игра. В образно-ролевых играх, в играх по правилам, в режиссерской игре формируется эта важная для формального обучения способность человеческого мозга.
Двигаясь, рисуя, танцуя, сочиняя и играя, а также постоянно ощущая уважение и интерес взрослых к результатам своей деятельности, малыш не автоматически пересядет с детсадовской парты за школьную, а войдет в новую социальную ситуацию, имея сформированную базу психического развития и доверие к учителю. Он станет слушать учителя и высказывать свое мнение, так как будет психологически готов к сотрудничеству. И если в школе в перерывах между занятиями у ребенка будет возможность подвигаться и порисовать под музыку, то к следующему занятию его рука и мозг будут действительно отдохнувшими.