Обучение в семье: а что, так можно было?
Дата добавления: 11.02.2018, 00:00:00
Даже если вы никогда в жизни не собираетесь переводить своего ребёнка на семейное обучение, вам нужно знать хотя бы о том, что так можно.
Как и каждый год, сейчас в самом разгаре призыв в школу новобранцев-первоклассников. Мало кто из родителей знает о существовании семейной формы обучения, а среди тех, кто о ней знает, ничтожная часть решает учиться таким образом.
Но при этом мне кажется очень важным, чтобы абсолютно все родители, даже те, которые обеими руками за стандартную школу и всех семейников считают язычниками-сектантами, знали о существовании семейной формы.
1. Есть дети, которым в семь лет в школу идти просто-напросто рано
И дело здесь не в отставании в развитии – такие дети могут бегло читать и отлично считать, просто дети не всегда растут согласно Федеральному образовательному стандарту и Уставу школы. Может, сил пока не хватает, чтобы выдерживать тетрадно-партовую форму, может мало ресурса внимания, чтобы не «считать ворон», пока учитель вещает у доски, может, тяжело столько времени жить без личного пространства в галдеже класса.
Если ничего не делать, мол, «пусть привыкает» — очень может быть, что сначала придётся походить к психологу, потом к неврологу и так далее. Вместо этого можно спокойно эвакуироваться на семейное, и через год-два спокойно вернуться в школу во второй или третий класс. Очень может быть, что к тому времени ребёнок уже запросто адаптируется к школе и будет прекрасно там учиться.
Контраргумент: «У меня нет на это времени». Родители с удивлением обнаружат, что пройти с ребёнком всю школьную программу заметно проще и быстрее, чем делать с измочаленным после школы чадом домашнюю работу.
Практика показывает, что «семейники», если надо, без особых проблем возвращаются в стены школы, а аргументы типа «класс его не примет» и «ему лучше сразу привыкать, а потом только хуже будет» к реальности имеют мало отношения.
2. Есть учителя, которых к детям лучше не подпускать
Всем понятно, что, устраивая ребёнка в школу, нужно выбирать ему правильного учителя. Но в средней школе, когда появляются учителя по предметам, это становится проблематично.
Учитель физкультуры, который тупо гоняет детей бегом вокруг школы, а они после этого заболевают, вредная химичка, которая полурока рассказывает о своей личной жизни, а оставшуюся половину они сами читают учебник, психопатка-математичка, которая решила преследовать и угнетать всех, кто одет не так, как она считает правильным… Наверное, каждый может вспомнить преподавателей из своей школьной жизни, с которыми предпочёл бы не встречаться (и уж точно не желает встречи с такими своим детям).
Всё предельно просто: закон об образовании постулирует возможность совмещения разных форм обучения, иными словами, конкретно по физкультуре, химии или математике ребёнок может обучаться на семейной форме. На практике это означает, что он во время такого урока может абсолютно посидеть в библиотеке или сходить перекусить домой.
Контраргумент: «Но ведь тогда в конце года надо сдавать аттестацию, его завалят!». Уверяю вас, у школы от «заваливания» на аттестации сложностей будет намного больше, чем у вас или ребёнка, и если вы не устроили вендетту с полными неадекватами, то «уд.» или «хор.» — в общих интересах абсолютно всех участников процесса.
3. И вся остальная жизнь во всё её многообразии
Ребёнок на полгода уезжает к бабушке в Канаду подучить язык? Муж получил отличный годовой контракт со служебным жильём в другом городе? Ну, вы поняли: «А как же школа?» можно вычеркнуть из перечня тех вопросов, которые мешают воплощать разные жизненные планы.
Это же относится к детям, которые плотно занялись чем-то кроме школы: спортом с плотным тренировочным графиком, сборами, соревнованиями, музыкой с постоянными занятиями, репетициями и концертами или вообще начали свой первый бизнес.
Когда знаешь, что есть такой «запасной выход», при возникновении любых изменений в жизни или любых сложностей в школе по-другому относишься к ситуации.
***
Ещё одна причина касается не конкретного ребёнка, а обстоятельств в целом. Когда в школе появляются «семейники», сотрудники школы смотрят на это широко открытыми глазами и натурально делают открытия. Они в некотором шоке, что дети и без их участия прекрасно осваивают всё что нужно, на саму учёбу тратят иногда в несколько раз меньше времени и при этом имеют намного больший кругозор.
Это, как мне кажется, немного, но приближает школьную администрацию и педагогов к мысли, что не всё, что принято делать у них, можно делать только и именно так.