Почему прописи до школы бесполезны (а иногда даже вредны)
Учитель начальных классов — о том, почему не надо учить детей писать раньше времени
Я учу начальные классы. И большинство детей, которые приходят ко мне в первый класс, умеют читать и писать печатными буквами (правда, путая строчные и заглавные). И всегда есть два-три ребёнка, которых уже учили писать письменными буками.
Я не про детские игры в загогулины — дети обожают писать «как взрослые». А о детях, которых специально учили писать по прописям ещё до школы. Слава богу, таких детей немного. И всё же они есть.
Несколько лет назад в мой класс пришёл один мальчик, допустим, его звали Ваня, — умный, общительный, сообразительный ребёнок. Он с порога сказал, что уже окончил одну школу. Все дети любят играть, но Ваня любил как-то особенно. Он играл на уроке, на перемене и даже в столовой. Во втором классе он мог играть даже со своими пальцами на руках. Казалось, что до школы он не играл совсем.
Ваня ходил четыре (четыре!) года в развивающий центр, который называл школой. За это время он успел возненавидеть всё, что делают за партой. Его раздражали даже тетради, карандаши и ручки. А ещё он плохо читал, хотя его этому учили. Сейчас он читает отлично, но в свои семь лет практически не умел.
Оказалось, что в этом центре (по просьбе мамы) Ваню учили писать в школьных прописях, чтобы «был хороший почерк». Ваня левша, но писать его учили правой рукой. Сложно даже представить, что с ним происходило в тот момент. Но я раньше никогда не встречала ребёнка, который бы вздрагивал при слове «прописи», начинал плакать и отворачиваться.
В школе письму детей учат неинтересно и жёстко, а обучение раньше времени — вообще насилие над ребёнком
И вреда от этого обычно больше, чем пользы. Вот ещё три причины, почему я считаю, что учить детей писать раньше времени нельзя.
1. «Играть» — главное слово в дошкольном детстве. Не нужно пытаться заменить игру на что-то, как кажется, более развивающее. Учиться писать — это работа, причём кропотливая. Даже с шутками и прибаутками, это работа. Игрой может быть лишь подготовка к письму. Для этого придумали прописи-раскрашки-развивашки.
В школе ребёнок всё равно будет пытаться сделать то, что ему не дали сделать в детском саду: бесконечно играть. Но выглядеть это будет уже не так органично, как было бы в пять-шесть лет. А на фоне других ребят — чудно и странно.
2. Не нужно нарушать последовательность действий. Дети сами пытаются изображать (рисовать/писать/лепить) буквы. Чем лучше ребёнок читает, тем больше ему этого хочется. У плохо читающих детей нет потребности учиться писать, потому что одно вытекает из другого.
Читайте так же: CreatimeFamily - растим мышление. Блог о ТРИЗ-педагогике от Евгении Гин
3. Прописи прописям рознь. Каждая школа сама выбирает прописи для детей. Если ребёнка учили по книжкам другого автора, его придётся переучивать. А это ещё хуже, чем учить (например, в этом году вся параллель первых классов нашей школы занимается по прописям Марьяны Безруких (УМК «Школа 21 век»). Пытаясь предотвратить проблемы с почерком, вы, скорее всего, наживёте много других проблем. И некрасивый почерк в том числе. У моего ученика именно такой. Но, если честно, в почерке ли счастье?
Источник: мел