Баю-баюшки-баю. Как уложить спать ребенка
Автор: Ханова Светлана Павловна
Спи-усни мой малыш
Очень часто родители жалуются на трудное засыпание ребенка и плохой сон. Массаж расслабляющий, совмещенный с колыбельной, является великолепным средством для решения этой проблемы.
Колыбельные, наряду с потешками играли огромную роль в воспитании ребенка с языческих времен. Ритм колыбельной – это ритм сердца матери, родной и знакомый голос.
Ой- лю-ли-лю-лю-ли,
Прилетели журавли,
Ой-лю-ли-лю-ли-лю-ли,
Спи Ванюшечка – усни,
Ой,лю-ли-лю-ли-лю-ли,
Лялю нашу полюли,
…и так далее по кругу. От повторений постоянных, монотонных, сознание впадает в транс, глазки ребеночка рано или поздно закрываются и он спит. Спит крепко и сладко. В язычестве Лада – богиня любви имела двух сыновей Ляль и Лель. И в «ля-ли» и «лю-ли» можно услышать прямое призывание к ним. Это что касается морфологически-символического аспекта колыбельных.
Если при пропевании мать будет еще и делать нежные легкие поглаживания, то такой массаж даст особенно сильное расслабление мозгу малыша. Рекомендуется делать легкий «дождик» по всему телу легкими отрывистыми движениями подушечек пальцев. Также хорошо действует поглаживание – когда как-будто «надевается носочек» на ножках и «перчаточки» на ручках, захватывается большая часть тела и плотным прижатием мама выполняет массаж от кончиков пальцев по направлению к сердцу.
Во время засыпания имеется открытый доступ к подсознанию и то, что заложить туда, подчас выходит в таких неожиданных местах и условиях, что стоит только удивляться. Думается, многие родители, приняв то, что давно сидит в памяти – памяти родовой и коллективной - будут использовать не угрозы или обещания при общении с малышом перед сном, а более конструктивное, наполняющее любовью, ресурсное - колыбельные, которые пели наши пра-пра-прабабушки нашим пра-прабабушкам и пра-прадедушкам. Отрицание роли фольклера в воспитании всвязи с событиями революции в семнадцатых наложило огромный отпечаток на нынешнее сознание, когда мама просто не знает откуда она могла бы взять ресурс для улучшения сна ребенка. Отсюда и бесконечные посещения невролога с просьбой наладить сон ребенка.
Ресурс, который может предоставить мама во время отхождения малыша ко сну, оценил и известный в свое время детский психиатр Драпкин. Его «метод лечения материнской любовью» напрямую связан с установками для ребенка во время засыпания. При этом одной рукой мама дает легкий массаж ребенку – поглаживает спинку или ручку. Метод хорошо зарекомендовал себя в излечении аутизма, рахита, проблем обмена веществ, гиперактивного, девиантного поведения. Работает метод в любом возрасте. Даже мама подростка может это делать, потому что это огромный ресурс, положительный опыт общения с «хорошей» мамой, который является основательным фундаментом для дальнейшего успеха человека в жизненном пути. Ведь маминой любви не может быть много ни в каком возрасте.
Существуют фольклерные записи колыбельных с которыми поэкспериментировать можно посоветовать каждой маме. Ведь очень часто, к сожалению, старшее поколение не может передать то, что было обычным делом на Руси – пение младенцу.
Я пряду-пряду кудель,Я качаю колыбель.
Прялка-прялка не гуди – мою Аню не буди,
Ты тянись,тянись мой лен, ты сойди на Аню сон.
Баю,баю –бай, сонных глаз не размыкай.
Баю-баю, баю-баю, пошел отец за рыбою,
Мать пошла пеленки мыть, дедушка дрова рубить,
Ну, а твоя бабушка – напекла оладушек.
Ночь пришла, темноту привела,
Задремал петушок, запел сверчок.
Вышла маменька – закрыла ставеньку,Засыпай, баю-бай.
Проводились исследования, результаты которых говорят о том, что если человеку перед операцией давать слушать колыбельные, то количество наркоза нужно в два раза меньше. Улучшение лактации и упрочнение духовной связи тоже все давно подтверждено. Нежно-поющая мать - это энергетическая подпитка и заложенная уверенность в себе на подсознательном уровне, это базовая уверенность ребенка в полном принятии его в этом мире, это здоровье и не только психическое. Вибрации любящего голоса матери и ее прикосновения – лучшее. И стоит ли быть модным и слушать американский подход – тот же Спок предлагает метод научения засыпания младенцу – когда его оставляют одного в темной комнате и не реагируют на крик – решать каждому самому. Конечно ребенок научится засыпать один, даже более того – не вспомнит в сознании этот период, но какое базовое чувство доверия или недоверия к миру заложится в крошку с пеленок – мамин выбор. Не бойтесь ласкать и любить своего ребенка – любви не бывает много.
Если для грудного ребенка лучшее средство – грудь, легкое покачивание и мамин голос в виде песни, то для возраста старше года можно на сон грядущий начинать рассказывать сказки. Поглаживания и легкий массаж ребенку хорошо продолжать делать до тех пор, сколько хватит маминого терпения. Очень хороши в этом плане сказки с монотонным, повторяющимся незамысловатым сюжетом. «Колобок» - просто отличная сказка – песенку Колобка при встрече с Лисой можно пропеть возле Лисы, на ее хвостике, потом Лиса говорит, что не слышит и просит сесть на ушко – на ушке, потом она говорит, что слышать-то слышит, но совсем не видит Колобка – и просит сесть на носик, где и съедает его. Что совсем не страшно, потому что детское сознание воспринимает это нормально и когда рассказываешь тут же сказку во второй раз, то Колобок снова живой и так круг по кругу. Рассказывая такую повторяющуюся сказку, мама и сама расслабляется. И это отличная ресурсная сказка. Работает напрямую с генетической памятью, потому что сказкотерапевты и другие ученые предполагают, что она из ряда космогонических сказок – то есть об устройстве мира. И Колобок – в ней – солярный символ – то есть символ Солнца, которое в конце-концов съедает Закат – Рыжая Лиса. Лиса представляет собой символ огня.
Конечно, важна интонация,с которой рассказывается сказка на ночь – она должна быть неторопливой, спокойной и действительно – теплой. Когда мама не испытывает тревоги, то свое спокойствие и умиротворенность она передает и ребеночку. И пусть остальное останется не важным, за бортом лодки на которой мать и дитя отходят ко сну. Лучше если мама дела домашние оставит на потом и ложится спать вместе с ребенком. Давая ресурс через сказки своему ребенку, мать дает подпитку и своим внутренним пластам психики.
Еще также существует ряд сказок, которые называются медитативные. Это сказки без отрицательных героев и без сложного сюжета, по-большинству это описательные сказки.
Сочиняйте для удовольствия и здоровья сказки своему ребенку!
Ханова Светлана Павловна, психолог, член ОППЛ(Общероссийская профессиональная психотерапевтическая Лига), телесный терапевт, 89025160026