ДЕТСКАЯ ИНТУИЦИЯ
О детской чувствительности и восприимчивости я уже писал в первой книге, а чуть ниже, в главе «Питание», еще раз коснусь этой темы.
Смысл ее сводится к тому, что чем меньше ребенок ест — не оттого, что его не кормят, а потому, что он сам не хочет — тем чище и тоньше его душа. Он способен слышать, видеть и чувствовать окружающий его мир, интуитивно находя в нем поле для творческой деятельности. А ребенок, который много ест, менее интуитивен. Он пассивен, безынициативен, а творческое воображение в нем нужно долго развивать.
Чистая детская интуиция сохраняется до семи лет, а если мы не «забиваем» ее своим раздражением, то ребенок сумеет сохранить ее и дольше. Он найдет себе массу увлечений, это генератор идей и фантазий. Именно такие дети ходят в кружки и секции. Они пробуют и ищут себя для будущей самостоятельной жизни.
У нас есть привычка ругать детей за то, что они непостоянны. В ребенке работает интерес к жизни, в нас же — сухой расчет. Вспомните себя в детстве, и чего вы добились в жизни. Многие детские высказывания мы считаем бредом или фантазией, заставляем ребенка замолчать, а напрасно. Потом будем удивляться и раздражаться от того, что ребенок чего-то не понимает или не чувствует. Детская непосредственность должна доставлять нам радость, не давите и не глушите ее, чтобы не обернулось это трагедией для него и для вас. Мы все мечтаем, чтобы наши дети жили лучше и счастливее нас, но уподобляем их себе.
Мы вбиваем в них наше несовершенное сегодня, а рассчитываем, что будем жить в счастливом завтра. Такого не бывает, об этом свидетельствует история. Помню, привели ко мне родители девочку десятиклассницу, чтобы я помог ей в выборе профессии. В разговоре сразу выяснилось, что она любит рисовать, пишет стихи и вот уже десять лет занимается в музыкальной школе. «Так кемже ты все-таки хочешь быть?» — спрашиваю я. Она ответила, что собирается поступать в консерваторию. «Тогда мне непонятно, — продолжаю я, — о каком выборе профессии идет речь?» «Родители не знают, на какое, отделение мне поступать, на дирижерское или композиторское».
Опять налицо сухой расчет, без учета интереса ребенка, о чем я потом и сказал родителям. А с девочкой мы выяснили, что сочинять музыку и вносить р мир что-то свое ей ближе и родней. На том и порешили.
Интуиция ребенка ведет его к освоению тех навыков, которые ему нужны будут в жизни. Особенно это проявляется в школе. Мало того, что уроки неинтересны, так ребенок еще заявляет:
«Зачем мне эта математика? Я буду шофером или поваром. Деньги сосчитать сумею, а все остальное можно сосчитать на калькуляторе». Что ж, пусть работает шофером. Сократите ему программу по математике, но дайте расширенную программу технического творчества. И только через увлеченность в одном он придет к другому. Он сам захочет изучать математику, чтобы решить те технические, творческие идеи и проекты, которые у него появятся.
Так можно развивать интуицию и творчество у любого «безнадежного» ребенка. Учитель, воспитатель должны обладать особой интуицией, чтобы почувствовать желания и интересы любого ребенка. Все дети талантливы, а взрослым не хватает терпения и выдержки.
Дети задают массу вопросов, на которые мы даем «разумные» ответы. Задавая вопрос, ребенок уже знает свой ответ, который гораздо интереснее и необычнее наших представлений. На любой вопрос ребенка я всегда отвечаю вопросом:
«А ты как думаешь?» и удивляюсь, поражаюсь, восхищаюсь полученным ответом, а часто и от души смеюсь. Именно в этом я нахожу наибольшую радость в общении с детьми. И в то же время учу их самостоятельно получать знания, которые они достают из глубины своей души.
Есть хитрый ребенок и бесхитростный. Хитрый ребенок — это показатель его тонкого чувствования того, что происходит вокруг. Он видит и чувствует ложь и обман взрослых и сверстников и использует их слабости в своих интересах. Как правило, он схватывает все «на лету», он живой и подвижный. Хитрость ребенка не порок, это интуитивно срабатываемый опыт прошлых жизней.
А вот когда хитрость превращается в обман, то это уже порок. Бесхитростный ребенок больше страдает, а это и указывает на его слабый духовный опыт, слабую интуицию.
Когда человек становится самостоятельным, то «интуитивная хитрость» помогает добиться или избежать чего-то в жизни. Бесхитростность же добивается всего своим кропотливым трудом, а в конфликтах пользуется руганью и кулаками при отсутствии нравственного начала.
Понимая это, мы можем уже на ранней стадии корректировать развитие ребенка в интуитивном развитии, а для этого нам понадобится наша самоотдача, чтобы развить в нем творчество и увлеченность.
Труднее всего с людьми среднего возраста. В них много невыраженных нагромождений, недовольства, смутных желаний и злобы на все сущее. А все от того, что никто не занимался с ними в детстве их Тонким Миром.
Александр Астрогор, Руководитель Центра «Волхвы».