Роль куклы в игре ребенка
Автор: Светлана Павловна Ханова
Для игры ребенок может использовать разные предметы. Но еще со времен каменного века человек делал для чего-то фигурки с очертанием человеческого лица. Можно предположить, что уже тогда человек использовал их в ходе игры.
Игра – несет кроме развлекательной функции еще и функцию обучающую. С ее помощью он обучается определенным предметным манипуляциям, например – раскладывание еды, порядок приготовления пищи, строительство, некоторые ритуалы, социальным правилам взаимодействия – порядок очереди, наличие правил и норм. И попросту коммуникации – способности к общению, взаимодействию также происходит изначально через игру.
Ведущая изначально деятельность ребенка на первом году жизни – эмоциональная, заменяется на предметную, предметно-манипулятивную, и вот уже к возрасту 2,5 – 3 – появляется игра.
Читайте так же: Лучшие детские книги
Игра – важнейший этап психического развития ребенка. И ее роль не стоит недооценивать. Как и наличие или отсутствие таких игрушек – как куклы. Собственно и общению и взаимодействию ребенок учится через манипуляции с игрушками. Сначала взрослый выполняет одну из главных функций в игре ребенка – как источника указаний и правил и позже уже в три года – ребенок начинает самостоятельно разрабатывать сюжетно-ролевую игру.
И тогда взрослый рядом уже не обязателен. Его функцию – как опорную точку – может заменить антропоморфная фигура – кукла. Кукла, изображающая человека – предмет сам по себе несущий много значений.
Возможность общаться с ней на равных, без страха (ведь кукла не живая – не кричит если что и не пугает!) – делает возможным проецировать на куклу и тот негатив, который порою очень часто остается внутри психики ребенка из-за страха перед наказанием и порицанием.
Читайте так же: Занимательные истории
И стоит также заметить, что наличие антропоморфных игрушек важно и для мальчиков и для девочек. Задание покачать, покормить, поухаживать за куклой – один из методов психодиагностики раннего развития – показывает не только бытовые способности , но и также уровень сформированности эмоционального компонента интеллекта, эмпатию - способности сопереживать
. «Кукле больно, кукле страшно , кукле хорошо, кукла плачет…» - все это живое, способное жить и чувствовать и учит быть живым, чувствующим, сопереживающим.
Ханова Светлана Павловна, психолог, член ОППЛ(Общероссийская профессиональная психотерапевтическая Лига), телесный терапевт, 89025160026
https://vk.com/irktreningi