Потешки при детском массаже
Автор: Светлана Ханова
Потешки представляют собой небольшие детские стишки, с особой ритмикой и необычными словосочетаниями. Созданные нашими предками имеют древнее происхождение. Ими лечили, «заговаривали», развлекали, учили и отвлекали малыша. Через них ребенок сталкивался с речью и наполнял свой словарный запас. Через них познавал действительность.
В век отсутствия телевидения и компьютеров через потешки передавался опыт поколений. И сейчас, в век хай-тек и ноу-хау потешки приобретают новый виток внимания педагогов и родителей. Благо сейчас детские и книжные магазины могут предоставить огромный ассортимент детских потешек. Связь родителей и ребенка приобретает еще более тесное, даже сакральное значение, развитие именно через контакт словесный и телесный.
Массаж, как один из видов общения ребенка с родителями, будет интереснее и с меньшими слезами проиходить, если во время него ребенку будут читаться потешки. Спокойная мама есть залог спокойствия младенца, а разве может быть не уверенна мама когда читает ритмичный текст? Ритм голоса мамы – чуть ли не единственный в первое время, да и позже, индикатор для ребенка окружающей действительности, может спасти малыша от тревожности, отвлечь от газиков, дать уверенность и спокойствие.
Ритм речи взрослого при чтении потешек тренирует слух и подгатавливает ребенка к лучшему усвоению родного языка, вызывает двигательную активность у малыша.
Поехали, поехали,
В лес за орехами,
В ямку – бух! Раздавили сорок мух.
Поскакали, поскакали в Москву за калачами!
Вприпрыжку, вприскочку, упали на кочку – бух!
Читайте так же: Блога врача-педиатра
Ехал мальчик маленький на лошадке каренькой –
По ровненькой дорожке. По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам, по ухабам, по ухабам, -
Прямо в яму – Бух!
При этом ребеночку изображают падение.
Баба сеяла горох – ах да ох, ах да ох.
Прыг-скок – прыг-скок обвалился потолок.
Приговаривают, делая шагание:
Оля шла-шла-шла пирожок нашла,
Села-поела снова пошла.
Приговаривают, играя с ребенком на кровати или в подушках:
Тушки, тутушки, Сели на подушки.
Пришли подружки, Столкнули с подушки!
Ду-ду-ду да ай ду-ду, сидит ворон на дубу
И поет в свою трубу – ай, ду-ду, да ай, ду-ду.
Любимая «сорока-белобока» и другие пальчиковые игры при разминании ладошек и пальчиков, где сосредоточены рефлекторные точки всех органов организма, кроме снятия повышенного тонуса, напрямую стимулируют развитие речи. Дело в том, что моторная зона руки и речевой центр находятся рядом и стимулирование одного попутно стимулирует и другой.
И конечно же всем известное «рельсы, рельсы, шпалы, шпалы...» и « дорогие жена и дочка, я купил вам два платочка, дзинь-три-точка...» при котором используются на интуитивном уровне приемы и разминания, и пиления, и акупрессура по точкам. Движения матери без навыков владения манипуляциями в массаже ребенку происходят на интуитивном уровне и очень полезны и не только малышу, но и маме, давая возможность ей самой помочь малышу в некоторых случаях, как колики новорожденного, облегчение боли, связанной с запорами, с появлениями зубов, облегчить засыпание, отлучение от груди.
Как ещё передать маме своё тепло как не поглаживая своего малыша и что-то ему рассказывая. Малыш с удовольствием будет слушать, а потом и сам воспроизводить мамины стишки и просить сделать массаж.
Ханова Светлана Павловна, психолог, член ОППЛ(Общероссийская профессиональная психотерапевтическая Лига), телесный терапевт, 89025160026
https://vk.com/irktreningi