Детские страхи

Сегодня расскажу вам о категориях детских страхов, и что же так пугает наших детей. Начнем?

Детские страхи
Малыши боятся многого: летающих насекомых, ползающих червяков, собак, кошек, машин, высоты, тишины, темноты – список бесконечный.
Что же происходит с нашими детьми? Кто их напугал, и главное – как с этим бороться?
Открою вам тайну: в 80% случаев никакой серьезной травмирующей или опасной ситуации за страхами нет. Дети боятся своих фантазий.
■ Первая категория детей боится того, с чем столкнулись впервые. Например, летит шмель. Он жужжит, издает много непривычных ребенку звуков. Что от него ждать – ребенок не знает. Начинается рев – эта реакция фиксируется психикой и перекладывается на встречу с любым летающим насекомым.
■ Категория вторая – «напугали». Одна из самых частых форм – это добрые бабушки (да чего греха таить, иногда и мамы) дабы внести ребенку некий запрет, говорят: «Не ходи туда, там темно и живет Бабайка». Кто это, Бабайка – ребенок не знает, и опять появляется встреча с непознанным. В сознании малыша закрепляется такая цепочка: темно, Бабайка, ужасный монстр, я погибну, темнота – это смерть. Думаете, это смешно? Это страшно! Ко мне приходят взрослые люди с фобией смерти. Мы тратим время на сеансы и находим корень зла в тех самых «бабайках», которыми их пугали в детстве.
Родители, бабушки, дедушки и другие родственники помните: подсознание ребенка – очень мягкий и подверженный травме «материал», одно неосторожно сказанное слово может навредить всей жизни.
■ Категория третья – страхи, порожденные обильным информационным потоком. К ним, прежде всего, относятся ночные страхи. Ребенок тихо играет, когда вы смотрите страшное кино, ребенок смотрит мультики с непонятными персонажами. Вы читаете книжку, например, про Незнайку. Мы не проводим глубокий анализ происходящего. А порой даже просмотренные рядом с папой новости, наполненные человеческим страхами и болью, порождают у детей до 5 лет ночные кошмары.
■ Категория четвертая – страхи родителей, переложенные на детей. Например, мама боится воды. Ее эмоциональное состояние (пусть даже без слов) передается ребенку. Сразу скажу: в этой категории способ «лечения» один – убирать фобии родителей.
■ Категория пятая – страх потерять маму. Он развит у детей, которые, например, оказались без мамы в незнакомой обстановке (например, в больнице) даже в очень раннем возрасте –до 6 месяцев. Часто такой страх есть у детей, которые жестким методом отучались от груди (с помощью отсутствия мамы), и пережили ряд стрессовых ситуаций (мама уходит, а ребенка тянут в другую сторону, как бы отбирая у него самого близкого человека).

Это основные группы страхов. Что же со всем этим делать?
1. Не порождать детские страхи. Новый объект не значит опасность; реагируйте спокойно, если жизни ничего не угрожает.
2. Не злоупотребляйте словом «опасно», которое многим родителям (совершенно не понятно, почему) кажется лучше, чем слово «нельзя».
3. Проводите воспитательные беседы с родней. Искореняйте «бабаек», наказание запиранием в темном помещении, крики «не ходи, там темно и страшно».
4. Говорите с детьми с рождения! Много, часто и обо всем – на обычном человеческом языке.
5. При встрече с опасным или непонятным явлением, например, в мультиках, проговаривайте это. Например, гусеницы в «Лунтике» – это не пример вселенского зла, это просто плоховоспитанные червяки, но они исправляются и хотят быть хорошими. Это сказка, выдумка. Покажите гусеницу в банке. Она сидит, не разговаривает, не кричит и не дерется. Старайтесь так разбирать любую встречу с опасностью.
6. Сочиняйте сказки про страхи ребенка. Если у самих не получается, пользуйтесь готовыми книжками из серий «Сказки про».
7. Рисуйте страхи. Рисуйте, обсуждайте и потом торжественно уничтожайте, показывая ребенку конечный характер любого страха. То же самое можно делать из пластилина.
8. С детьми старше 3-4 лет практикуйте игры, несущие в себе профилактическую основу.
a. «Пятнашки». Смысл игры заключается в следующем: вы должны обозначить игровую площадку, на которой находятся игроки. Ведущий должен догонять участников. Тот, кого догнали, становится ведущим. Атмосфера во время игры должны быть как можно более дружеской и весёлой. Обязательно сами принимайте участие в игре, периодически поддаваясь ребёнку. Эта игра помогает ребёнку избавиться от страха перед наказанием. Кроме того, она прекрасно помогает восстановлению утраченных доверительных отношений между родителями и детьми.
b. Всем известная и с детства любимая игра «Прятки» – так же является отличным средством для преодоления ребёнком страха темноты, замкнутого пространства и чувства одиночества. Для достижения наилучшего результата позвольте ребёнку быть ведущим. Заранее обсудите места, где прятаться нельзя, после чего погасите верхний свет, оставив лишь ночник или работающий телевизор. Однако помните о том, что, если ребёнок проявляет признаки страха, или вообще отказывается от игры, принуждать его нельзя, чтобы не усугубить проблему ещё больше
9. Не порождайте в детях страх по отношению к вам. Старайтесь контролировать свои эмоции, не повышать голос и тем более не применять физическое наказание, особенно без повода.
10. Делайте все возможное, чтобы не оставлять ребенка с чужими людьми. Ведь и ваша мама – родная вам. А ребенку, который видит ее раз в месяц, она лет до 3 – мало знакомая. Поверьте, вы еще успеете отдохнуть и без него.
11. Лечите свои фобии – не калечьте детей вашими страхами. Ведь если вы больны инфекцией, вы защищаете ребенка? А чем лучше страх? Любите своих детей, и они ответят вам тем же.

Ну а что же касается страхов перед больницами, то не стоит забывать, что малыш, оставшийся один в больнице, испытывает сразу и страх одиночества, и страх перед чужими людьми, и страх перед такими помещениями общего пользования, как туалет – тут все чужое, неизвестное…
Поэтому не стоит забывать, что на состояние ребенка очень влияет обстановка. Именно поэтому социальную акцию Domestos поддержал известный иллюстратор Фил Дунский, нарисовавший несколько иллюстраций, которые будут размещены в отремонтированных туалетах. Это одна из них. Теперь деткам не будет страшно ночью ходить в туалет. 

Лариса Суркова Детская психология

Вы не можете голосовать.
Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.