Автор: Жупиева Евгения Ивановна
Рождение – это экстремальная ситуация, качественный скачок и резкое изменение в ситуации развития ребенка. Роды являются ответственным моментом для всего организма и нервной системы в первую очередь, а так же для последующего развития человека. Мало кто помнит свои ранние детски переживания, да и то не дальше трехлетнего возраста. Правда, герой известной повести Льва Толстого Николенька вспоминает, как на третий день после его рождения гувернер убил хлопушкой муху над его головой, но этому многие психологи не поверят. Как же узнать, что происходит с новорожденным? Чувствует ли он, переживает, радуется?
Рождение ребенка — это разрыв с прошлым, смена биологически уютной “квартиры” на резкий свет ламп, шум, где первый вздох обжигает легочную ткань, вызывая боль... Оборвали связь с мамой и унесли от нее. Мамочка, где ты? Ребенок не говорит? Неправда! Это мы не слышим его. Не ощущает? Тоже не правда. Вся боль рождения состоит в безмерной интенсивности и богатстве ощущений, которые обрушиваются на малыша как лавина. Когда мы, взрослые, смотрим на мир, мы видим предметы: дом, дерево, кружку... Наши чувства организованы нашим опытом. На родившегося человека мир обрушивается во всей своей целостности, тотальности, неорганизованности - мгновенно, без всякого перехода. Чувства ребенка начинают функционировать до появления на свет, но внутри материнского лона, они надежно защищены от резких воздействий. И вдруг – бурный поток ощущений обжигает глаза, уши, кожу… Вот появилась голова ребенка, о этот свет, слепящий и обжигающий! Он чувствовал его еще там, в животе матери, но он был слабый, мягкий… и вдруг вспыхнуло солнце, нет десятки солнц, которые обожгли глаза. Глух ли новорожденный? Не более чем слеп. Звуки проникали к нему и во время внутриутробной жизни, но они были смягченные, измененные, пройдя сквозь толщу вод и материнский живот. И вдруг, будто десятки громов обрушиваются на ребенка. Невыносимая боль пронизывает уши. Кто думает о том, что переживает ребенок? Кто позаботиться о том, чтобы соблюсти тишину в этот момент? А кожа, не знавшая ранее ничего кроме мягкого атласа слизистой оболочки, встречается с тканью! Но что эта боль по сравнению с той, которую причиняет ребенку воздух. Он впервые наполняет легкие. Кожа ребенка чувствительна и ранима, но еще чувствительнее и ранимее нежная внутренняя ткань легких. Первый вдох ранит, обжигает легкие, трахею. Все в малыше сопротивляется ему, протестует. Ребенок пытается вытолкнуть воздух, но должен вдыхать его снова и снова. И он кричит. Но это еще не все. Ребенок появляется на свет, покрытый густым скользким жиром. Чтобы новорожденный не выскользнул и не упал, его берут рукой у основания стопы, при этом голова оказывается внизу и ничто больше не касается его спины, головы, ничто не поддерживает его. Этот захват удобен для акушера, а для ребенка? Позвоночник, который был сжат – вдруг распрямляется. Голова, за секунду до этого державшая вес всего тела, повисает в пространстве. Это похоже на состояние ныряльщика, которого слишком быстро подняли из глубины вод. Он протестует, кричит долго, насколько хватит сил, но все напрасно. Что если нас нагими поместить в холодильник, вниз головой, заполнить пространство едким дымом, ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов?
В период родов ребенок переживает существенные изменения условий жизни. В лоне матери он защищен от внешних воздействий и температурный режим не меняется, а в водном пространстве он испытывает меньшее давление. Отрыв от материнского организма лишает малыша поддержки, которую оказывали ему звуки материнского сердцебиения, гормональные воздействия матери и другие стимулы внутриутробной среды. Поэтому целесообразно восстановить контакт ребёнка с матерью.
Читайте так же: Молочная помощь - общественное объединение консультантов по грудному вскармливанию
Нам предстоит многое узнать о том, что все-таки испытывает ребенок при разном течении родов: страх, страдание или готовность к встрече с новым миром. Понятно, что во время родов ребенок испытывает сильные и новые для него впечатления при высоком уровне стресса. Однако стресс становится отрицательным в том случае, когда после мобилизации всех сил организма не получен положительный эффект. Если есть защита и подкрепление в конце получено, то такой стресс называется адаптивным, он ведет к появлению опыта преодоления препятствий, к формированию установки на успех.
Первые минуты жизни ребенка считаются критическим или сенситивным периодом, который может сильно повлиять на способность человека любить и вообще испытывать привязанность. Эти минуты чрезвычайно важны для формирования импринтинга, в результате которого происходит запоминание объекта и устанавливается с ним долговременная связь. Именно поэтому К.С. Быстрова, изучавшая механизмы возникновения взаимной привязанности между матерью и ребенком, отмечает важность и необходимость контакта матери и ребенка "глаза в глаза" сразу после родов. Широко распахнутые темно-синие, будто бездонные глаза новорожденного притягивают к себе, смотрят прямо в душу, от них невозможно оторваться. Во время этого контакта возникает глубокое чувство материнства, особо прочная взаимосвязь между матерью и ребенком. Если же ребенка сразу после родов отрывают от матери, и он лежит на пеленальном столе, устремив свой взгляд в "никуда", этот шанс теряется безвозвратно. Многие исследователи указывают также на важность и необходимость для формирования прочной взаимосвязи матери и ребенка тесного телесного контакта ("кожа к коже").
Установленным фактом считается, что адекватное материнское отношение является залогом эмоциональной уравновешенности ребенка, создания у него чувства безопасности и доверия к окружающему миру. Малышу необходимо тепло матери, ее сердцебиение, вибрации ее души. Это необходимо понимать тем, кто находится рядом с матерью и ее ребенком. Особенно необходим телесный контакт недоношенным детям.
Конечно же, существуют специальные методики по стимуляции развития отношений мать - новорожденный. Но мне кажется, что каждая мать, настроенная на своего малыша и имеющая представления о развитии детей до рождения, разделяющая эту точку зрения, сможет помочь своему ребенку сама. Несомненно, что методики в большей степени расширят способы их взаимодействия, но и простой телесный контакт с ребенком может быть важнее именно в этот момент. К моменту рождения между матерью и ребенком существует сложное взаимодействие, укрепляющееся посредством эмоционального обмена, которым выступают сенсорные системы – тактильная, обонятельная, слуховая, вкусовая, зрительная. Природа отдала приоритет в первые месяцы после рождения именно тактильному контакту, который ученые рассматривают уникальным механизмом регуляции уровня возбуждения ребенка. Благодаря прикосновениям, посредством которых ребенок воспринимает тепло материнского тела, снимается беспокойство, снижается дискомфорт и формируется базовое доверие к миру, ощущения надежности и опоры.
автор Жупиева Евгения, психолог по сопровождению семей с детьми раннего возраста