Переименование: быть или казаться? (Продолжение)

Дата добавления: 25.06.2015, 00:00:00

«Шило на мыло»

Другая значимая историческая личность, чья судьба изменилась вместе со сменой имени — дочь литовского крестьянина, Марта Самуиловна Скавронская, более известная как российская императрица Екатерина I.

Сведения о её детстве туманны. Известно, что её мать, овдовев, переселилась в Лифляндию, где вскоре умерла. Судьбою сироты занялась её тетка, которая отдала Марту в услужение местному пастору. Вскоре Марта поступила в дом к суперинтенданту Глюку. Тот, дабы пресечь её слабость к мужскому полу, обручил девушку со шведским драгуном, который накануне свадьбы отбыл на войну. После взятия Мариенбурга к Скавронской воспылал страстью сначала генерал Боур, затем Шереметев, и, наконец, ею завладел фаворит Петра I Меншиков.

Марте было двадцать три года, когда в 1705 году Петр, будучи в гостях у своего любимца, увидел её, – и перевез во дворец. Тогда же она приняла православие и новое имя — Екатерина Алексеевна.

По свидетельству современников, Екатерина стала для Петра своего рода «походной офицерской женой», способной спать на жёсткой постели, жить в палатке и делать верхом на лошади двойные и тройные переходы. Во время персидского похода она даже остригла волосы и носила гренадерскую шапку. Екатерина делала смотр войскам, проезжала по рядам перед сражением, ободряя словами солдат и раздавая им по стакану водки. Пули, свистевшие над головой Екатерины, почти не пугали её. Многие царедворцы отмечали тогда, что «в её характере самая чувственная женственность соединялась с чисто мужским напором». Именно такая спутница, именно с таким именем и необходима была царю-реформатору. Ведь задача «Екатерины» как раз и состоит в отсечении отжившего, мешающего изменению системы.

После смерти Петра Екатерина была возведена на престол Александром Меншиковым, который фактически и был правителем страны. И здесь, когда исчезла руководящая идеологическая застройка Петра, имя «Екатерина» пошло «в разнос». За годы правления Екатерины I было загублено немало начинаний её мужа. Например, упразднено разделение властей и местное самоуправление. Разрушена стройная организация Сената и искажена коллежская реформа. Екатерина не остановилась даже перед такой реакционной по отношению к делу Петра I мерой, как соединение цифирных школ с духовными семинариями, отдавшее народное образование в руки духовенства.

Кроме ломки петровских начинаний, следуя программе своего имени, Екатерина активно занялась и самоуничтожением. Современники с горечью упоминают о её невоздержанности в употреблении алкоголя и сексуальных отношениях с многочисленными фаворитами. Стоит ли удивляться, что такая жизнь всего лишь за два года привела к тяжелой болезни, а затем и кончине.

Примеров изменения судьбы после смены имени можно привести немало. Но мы ограничимся лишь двумя самыми яркими и известными, тем более, что они весьма наглядно показывают: если менять имя, не учитывая его образной структуры, не понимая потребностей антропонимических систем и задач конкретного временного цикла, - ничего хорошего не выйдет. Да, малоизвестному приходскому священнику Никите Минову удалось достичь на какое-то время вершин власти, но тем больнее было для него падение. К тому же со сменой имени его изначальная разрушительная программа, по сути, не изменилась. Она лишь получила новое русло. Нечто подобное произошло и с безграмотной служанкой Мартой, которая, превратившись в Екатерину, стала сначала женой российского царя, а затем и правительницей страны. Однако, по странному, а на самом деле закономерному, стечению обстоятельств, задача у её нового имени была, по сути, та же, что и у старого, хотя оно и звучало совершенно иначе. Программа имени «Марта» состоит в том, чтобы ослаблять мужское начало или, выражаясь языком психоанализа, «кастрировать» мужчин (отсюда и активная сексуальная жизнь Марты до встречи с Петром). «Екатерина», в высшем своем аспекте, также реализует задачу отсечения (правда только всего нежизнеспособного), а в низшем, без структурирования извне, превращается в палача, в том числе и своего собственного.

Так, или примерно так, с различными нюансами, и происходит современное переименование. Тот, кто выбирает или берёт на себя смелость давать новое имя, воспринимает его как совершенно иное. Но проблема в том, что, находясь в пространстве прежнего имени, невозможно придумать ничего кардинально отличного от той программы, которую оно реализует. В лучшем случае её удается только несколько «подправить», а в худшем — ещё более осложнить.

Менять или изменяться?

«Всякий человек есть воплощённое слово, осуществлённое имя», - писал Сергий Булгаков. Поэтому смена имени, по сути, становится началом преобразования судьбы. И для того, чтобы эти перемены действительно помогли исправить судьбу, акт смены имени необходимо понимать как обряд, который знаменует собой качественный переход в иное состояние. То есть перенаречение есть осознанное действие, основанное на глубинном знании структуры и образов имён, а также их задач и способов взаимодействия с другими именами в антропонимических системах. В противном случае происходит не смена, а подмена имени, а значит и судьбы, в чём мы могли убедиться на приведённых выше исторических примерах.

Русский учёный Павел Флоренский писал: «Я утверждаю, что имена оказывают огромное влияние на судьбу. Они - тончайшая плоть, посредством которой определяется духовная сущность». Поэтому каждому человеку, задумавшемуся о переименовании, крайне важно осознать эту пророческую роль имени. Может быть, для начала, стоит глубже понять своё нынешнее имя, его задачи и его послание к нам? Ведь оно дано нам не случайно. Это своего рода карта Пути, способная рассказать о нашей истинной природе и показать источники подлинной внутренней силы.

Безусловно, желание сменить имя может быть действительно обоснованно, особенно сейчас, когда на смену Лунной эпохе идёт Солнечная. Носителям имён «лунной» или «материнской» парадигмы становится всё труднее жить в мире, в котором начался рассвет и будущее принадлежит именам «солнечным» или «отцовским». Но в таком случае без умения различать нароки «солнечного» и «лунного» списков выбирать имена сегодня просто бессмысленно и даже опасно. Такой поиск — это очень ответственное действие, которое допустимо лишь в особых случаях и по плечу только человеку, который владеет знаниями особого рода. Иначе, имя, выбранное случайным образом, взятое «по наитию», может стать либо дополнительной социальной маской, за которой можно спрятаться от опасного, полного угроз мира, а точнее, от себя самого, либо тем коленом, через которое будет сломана дальнейшая судьба переименованного человека.

Имя — это ключ к Судьбе, оно открывает человека. Сменив ключ, мы неизбежно должны будем заменить и замок. Готовы ли вы к этому? Не лучше ли будет, вместо того, чтобы отбросить старое имя, раскрыть его возможности? Ведь оно, следуя мысли философа Алексея Лосева, есть предел осознанного самовыявления человека. В своём имени он достигает наибольшего расцвета и наполнения, и только в нём является как таковой, цельно и нераздробленно.

Читать так же:

Переименование: быть или казаться. Часть 1

Как называть ребенка после того, как он получил имя. Часть 1

Имянаречение. Немного истории

Имянаречение. Взрослые люди с «детскими» именам

Человек и его имя

Имя и смена эпох

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.