Фонематические процессы. Часть 2

Дата добавления: 07.04.2016, 00:00:00

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня хотелось бы поговорить с вами о том, без чего невозможно овладение каждым ребёнком правильного звукопроизношения, а также процессов чтения и письма. Речь пойдёт о фонематических процессах, а именно: фонематическом восприятии, фонематическом слухе, фонематическом анализе и синтезе. И мне хотелось бы предложить вам несколько приёмов и игр на развитие данных направлений, которыми сможет воспользоваться любой родитель (далее «педагог», ведь в процессе занятий с детьми, вы таковыми и являетесь).

IV этап
На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры.
Педагог произносит несколько слогов, например, на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например, на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.
2. Педагог вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например, па. Ребенок вслух повторяет его. Затем педагог называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:
Ребенок. Па. Педагог. Па. Ребенок. Па. Педагог. Ба. Ребенок. Ка. Педагог. Га. Ребенок. Фа. Педагог. Ва. И т. д.
Всякий раз, после того как водящий и педагог произнесут очередной слог (слоги), дети указывают, одинаковые они или разные. Для того чтобы педагог мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красный кружок, на разные — сидеть молча или на разные слоги поднимать красный кружок, на одинаковые — зеленый.
Понятно, что и эта игра должна варьироваться за счет подбора слогов. Последнее нужно делать с учетом произносительных возможностей детей, а также последовательности всей звуковой работы в целом.
Необходимо подчеркнуть, что первый слог всегда называет педагог. То, что он делает это шепотом (на ухо водящему), повышает интерес детей к занятию, служит дополнительным средством для мобилизации их внимания.
V этап
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например, с такой игры.
Педагог раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.
Затем игра усложняется. Варианты игры:
1) педагог произносит звуки кратко;
2) детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый — звуку и, зеленый — звуку у;
3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы, а, на которые дети не должны реагировать.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.
VI этап
Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Педагог должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.
Далее проводится анализ гласных звуков.
1. Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Педагог произносит один, два или три гласных звука, например, a, ay, uoy и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес педагог.
2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например, красного, желтого, зеленого. Педагог уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый — звук у, зеленый — звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков — сначала по два звука: ay, yu, ya, аи, затем по три: ауи, аиу, уча, уаи, иуа, иау. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.
Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.
Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для этой цели проводится такое упражнение.
Дети по одному выходят к столу педагога и вынимают из конверта картинки (подобраны заранее), громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.
На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук и т. д.
Это упражнение можно варьировать, постепенно усложняя задания, например,
1) дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук г, а в другой — на звук к;
2) педагог показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: "Тан., пау., вени." и т.д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил педагог.
Данные игры и упражнения предназначены как для индивидуальных, так и для групповых занятий. Ведь не обязательно заниматься одному родителю и одному ребёнку, интереснее будет, если несколько детей и родителей объединяться в достижении общей цели, что даст гораздо лучший результат и в более короткие сроки! И помните, освоение ребёнком звуковой стороны речи невозможно без полноценного развития у него фонематических процессов.
Успехов! 

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.