Развитие речевого дыхания у детей
Дата добавления: 14.04.2016, 00:00:00
Добрый день, уважаемые родители! Не для кого не секрет какую важную роль в развитии речи и всей коммуникации имеет речевое дыхание. Сегодня хотелось бы обсудить этот вопрос и предложить вам некоторые игры и приёмы на развитие речевого дыхания у детей.
Итак, уточним, речевое дыхание - дыхание в процессе речи, отличающееся от физиологического рядом особенностей: соотношением длительности вдоха и выдоха (при речевом дыхании вдох значительно короче, а выдох продолжительнее); характером их осуществления (при речи дыхание преимущ. ротовое, физиологическое дыхание в норме - носовое), объемом дыхательного воздуха, числом дыхательных актов в минуту и др. Иными словами, речевое дыхание - это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной!
Очень часто на занятия к логопеду попадают дети, которые нуждаются в коррекции речевого дыхания. Голос таких детей слабый, тихий, малыш часто делает вдохи, ему не хватает воздуха закончить предложение, из-за чего страдает интонация малыша и понимание его окружающими. Да, и вы, скорее всего, неоднократно замечали не только детей с таким дыханием, но и взрослых, которые не могут договорить своё высказывание на одном выдохе.
Таким образом, правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых.
Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:
- сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
- дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;
- дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее;
- надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;
«Мыльные пузыри»
Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.
«Пузырь»
Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за взрослым «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу взрослого «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «С», подражая выходящему воздуху.
«Чья птичка дальше улетит?»
Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Остальные дети следят, чья птичка улетит дальше.
«Бабочка – лети»
Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.
«Одуванчики»
Игру можно проводить на даче или в парке. Дети дуют на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.
«Бабочка»
Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела (бабочка на ниточке прикреплена к прямоугольной рамке с ручкой).
«Чей кубик поднимется выше?»
Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.
«Капитаны»
Дети сидят полукругом. В центре на маленьком столе большой таз с водой. Взрослый предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п..». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Вызванный ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу.
Существует огромное множество игр на развитие речевого дыхания, я думаю, что любой родитель сможет проявить фантазию и придумать пару-тройку своих собственных, ведь данные упражнения не только очень увлекательны, но безусловно. Полезны для ваших деток!
Успехов!