Роль отца в формировании образа телесного "Я" ребенка

Дата добавления: 22.12.2014, 00:00:00

По материалам статьи Горшковой Н.М. «Исследование образа тела у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях отцовской депривации в разные возрастные периоды».

В статье рассматриваются особенности образа тела (т.е.телесного Я) у детей дошкольного возраста в разные периоды детства, воспитывающихся без отца. Представлены результаты сравнительного анализа образа тела у детей из полных семей: детей, воспитывающихся только матерью (с рождения без отца); детей, проживающих только до трех лет с отцом (разведенные семьи), детей до трех лет проживающих без отца (семьи с отчимом) и детей, воспитывающихся без обоих родителей (в детском доме). Описываются специфические искажения образа тела и образа-Я как следствие семейной ситуации.

В исследовании были использованы следующие методики: «Рисунок человека» (К. Маховер), «Половозрастная идентификация» (Н. Л. Белопольская), «Тест геометрических фигур» (Д. А. Бескова, А. Ш. Тхостов), «Гомункулус» (А. В. Семенович), «Метаморфозы» (интерпретация ассоциаций проводилась по схеме С. Фишера), «Три дерева» (Э. Клессманн), «Рисунок семьи».

Что такое образ телесного "Я"? Определение

Одной из центральных составляющих образа тела, как психической функции, является граница телесности. С. Фишер и С. Кливленд в исследованиях «границ образа тела» определяли их как совокупность преставлений субъекта о своей телесной ограниченности и локализованности в пространстве внешнего мира. Я ощущает себя имеющим местонахождение внутри тела. Телесная граница подчеркивает осознание субъектом собственной изолированности от внешних не-Я объектов, является средством защиты от окружающей среды. Дефицит ясной представленности границ тела и, соответственно, чувства защищенности "Я" от посягательств внешней среды, препятствует качественной интеграции личности, формированию полноценного образа "Я".

Образ тела как непрерывная система, выступающая в качестве подсистемы самосознания, имеет подструктуры, определяющие этапы развития физического "Я". Р. Бернс, а вслед за ним и В. Шонфельд [5] выделяют следующие составляющие образа тела:
1) реальное субъективное восприятие тела с точки зрения функциональной способности в целом;
2) перенесенные во внутреннее пространство индивида психологические факторы, возникающие в связи с эмоциональными переживаниями и различными жизненными ситуациями индивида;
3) социологические факторы - реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих реакций;
4) идеальный образ тела, суммирующий отношение индивида к своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей.
На формирование телесности влияет множество факторов, среди которых взаимодействие с родительскими фигурами, и в частности с отцом, является определяющими.

В раннем возрасте задачей отца является разрыв симбиотических отношений между матерью и ребенком, что способствует установлению телесных границ, границ между Я и другим, Я и социумом. В таком случае отсутствие фигуры отца нарушает процесс сепарации ребенка от матери и установления собственных границ. Кроме того, отец привносит новые дистантные формы взаимодействия с ребенком (подбрасывает, крутит и т. д.), в отличие от матери, которая предпочитает интимный телесный контакт. И, следовательно, в случае отсутствия отца ребенок не получает этих новых видов взаимодействия.

В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста, всего 214 детей. 54 ребенка, воспитывающихся с рождения и до 6 лет без отца, только матерью (группа МО); 50 детей, воспитывающихся до трех лет и матерью и отцом, а затем, после развода родителей, только матерью (подгруппа РС); 36 детей, воспитывающихся от рождения до трех лет без отца, а затем, после замужества матери, матерью и отчимом (подгруппа ОТЧ). 24 ребенка, воспитывающихся в детских домах с младенческого возраста (т. е. без матери и без отца с рождения). Группу сравнения (контрольная группа, КГ) составили 50 детей из полных семей с родными родителями.

Дети, воспитывающиеся с рождения и до 6 лет без отца, только матерью (группа МО) Сравнение результатов показало, что наиболее выраженные искажения образа тела характерны для детей, воспитывающихся с рождения только матерью (МО). Только у детей данной группы отмечается в образе тела нарушение координаций главных измерений образа тела: целостности и пластичности. Вероятно, функция контроля телесных переживаний у детей группы МО нарушена, что приводит к малой осознанности своих телесных импульсов и возможности их контролировать. Также выявлена особая структура телесной границы у этой группы детей, заключающаяся в недостаточной барьерности и высокой степени проницаемости. Такой тип границы отличается повышенной чувствительностью к напряжениям от влечений и внешних стимулов и слабой защитой от них. Исходя из положения о том, что ребенок в период младенчества находится в тесных «симбиотических» отношениях с матерью и связан с ней телесно, можно предположить, что отсутствие отцовской фигуры опосредованно, через отношения «мать-ребенок», влияет на формирование телесности ребенка в этом возрасте. А именно, отсутствие отца в этот период может негативно влиять на психическое состояние матери, что, в свою очередь, может приводить к нарушениям отношений между матерью и ребенком.

Дети, воспитывающиеся до трех лет и матерью и отцом, а затем, после развода родителей, только матерью (подгруппа РС); Дети, воспитывающиеся от рождения до трех лет без отца, а затем, после замужества матери, матерью и отчимом (подгруппа ОТЧ). Главной характерной особенностью детей, имеющих опыт дефицитарного отцовского влияния (РС и ОТЧ), отличающей их от детей из полных семей и детей, проживающих без отца с рождения (МО), является нарушение целостности телесной границы. Данная особенность связана с чувством незащищенности и открытости, уязвимости, желания себя защитить, что отражается у детей данных групп в гипертонусе телесных мышц и акцентуации на функции барьерности границы. Возможно, развод родителей, прерывание значимых отношений с отцом (РС) или необходимость построения отношений с отчимом (ОТЧ), т. е. появление ситуаций, потенциально угрожающих самооценке, идентичности ребенка, сопровождается внутренней тревогой, беззащитностью, которая проживается в теле и приводит к повышенной проницаемости собственных границ. В ситуации с отчимом может быть и противоположная реакция ребенка — повышение барьерности границ, если ребенок готов отстаивать себя или если отчим воспринимается как фигура защиты, а ребенок начинает испытывать положительное внимание к себе. Похожие данные о влиянии стрессогенных ситуаций на проницаемость и барьерность границ приводятся С. Фишером.

Дети, воспитывающиеся в детских домах с младенческого возраста (т. е. без матери и без отца с рождения). Данные полученные на группе детей из домов ребенка, т. е. особой группе, поскольку эти дети на протяжении шести лет воспитывались и без отца, и без матери, как мы и ожидали, нарушения образа тела и образа-Я имеют наиболее выраженный характер. Для этих детей характерны нарушение саморегуляции, преобладание низкой самооценки, отсутствие ощущения опоры, уверенности, имеются нарушения в сфере общения. (Интересно, что данные особенности также прослеживаются у детей подгруппы МО). Этих детей характеризует телесная рассогласованность, чувство нескоординированности, нарушение соотнесения и координации главных измерений образа тела: целостности, пластичности, явно выражена неадекватность телесной интеграции. Детей данной группы отличают от детей других групп слабая дифференциация образа тела, нарушение телесной границы, слабая восприимчивость к ощущениям своего внутреннего тела и представленность образа-Я, образ семьи неустойчив. Выраженная барьерность границ в сочетании с их низкой проницаемостью, характерная для детей данной группы, указывает на нарушения ранних объектных отношений. Только у детей, воспитывающихся в условиях и материнской и отцовской депривации, ярко выражены не только нарушения возрастной идентификационной последовательности, но и нарушения идентификации актуального возраста.

Читайте так же: 

Влияние отцов 

Эго-идентичность (Я-идентичность) и её развитие в детском возрасте

Телесноориентированная психотерапия  

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.