Имянаречение. Немного истории

Дата добавления: 03.03.2015, 00:00:00

 

В предыдущем материале мы говорили о том, что в традиционных культурах значимость Имени была общеизвестна. Предки практически всех народов Земли знали, что Имя не просто означало нечто определённое на родном языке его носителя, а также давало ребёнку ожидаемые положительные качества. Прежде всего, оно включало территориально-генетический код и связывало человека с родом. То есть наречение новорожденного имело задачей включение его в свою семью и род, отгадывание его сущности и наделение его определённой судьбой.

Имя закрепляло принадлежность своего носителя к определённому этносу, социальному слою, роду и семье. Оно содержало в себе информацию о его происхождении, предназначении и внутренней сущности. Одним словом, личное имя связывало человека с его земными и небесными родителями, обозначало его место в мироздании. Поэтому у каждой семьи, рода, народа были свои наборы имён (именословы), не входящие в противоречие с наследием предков, а также культурногенетическими и территориальными кодами. То есть имена в древности давались, если можно так выразиться, в соответствии с законами языковой и смысловой чистоты. И каждое такое имя гармонично встраивалось в многомерное пространство существования человека и мира во всех его ипостасях.
Отсюда понятно, почему для человека Культуры немыслимы как безымянность, так и получение чуждого имени. Инородные имена - это своеобразные помехи, искажающие смысловое поле того или иного рода и народа, вносящие сумятицу, а то и раскол как на уровне психогенетическом, так и социокультурном. Поэтому очень важно даже не столько быть поименованным, сколько быть поименованным правильно, то есть в соответствии с именословом своего рода и народа.
Потому-то дать ребёнку имя – это очень ответственное дело. В древности получение имени было возможно только в процессе определённого обряда, проводимого в определённое время и в определённом месте.
Обряды, связанные с имянаречением, в разных традициях могли быть разными. Но содержание их, как правило, сходно. Так, во всём многообразии обычаев, почти у всех народов мира ясно прослеживается общий момент – до совершеннолетия человек носил одно имя (детское), а по его достижении получал новое (взрослое).
Во многих славянских родах сразу после рождения отец показывал ребёнка солнцу, после чего давал «детское имя». Строго говоря, это было не совсем имя, а скорее прозвище или кличка, которым не нарекали (нарекать означает «наделять Роком»), а называли (закрепляли бытийность) ребёнка. Дело в том, что наши предки не считали детей людьми в полном смысле этого слова, так как те ещё не обладали разумом и роком. Проявления в ребёнке животного, инстинктивного начала позволяли считать его находящимся в неком переходном состоянии от животного к человеку. Своей судьбы у него не было. Его жизнь целиком зависела от родителей, под покровительством и полной опёкой которых он находился и которые несли за него всю ответственность.
Однако как-то называть ребёнка необходимо в любом случае, ведь непоименованное не существует. Поэтому, для того чтобы закрепить младенца в материальном мире, определить направление его роста и защитить неокрепшие тело, сознание и Душу от возможных неприятностей, ему присваивалось имя-прозвище, которое было призвано либо оберегать, либо наделять ребёнка определённым качеством или силой, необходимой для его дальнейшего развития. Отсюда и такие странные на взгляд современного обывателя «языческие» имена: «Третьяк», «Незван», «Ждан», «Богдан», «Сила», «Прибыток», «Горлан», «Сопелка», «Пивень», «Соловей», «Некрас», «Мара», «Волчок», «Краден», «Куплен», «Шишка», «Рыжик», «Тонкой», «Будило» и многие другие. На самом деле, это только прозвища, которые вовсе не свидетельствуют о дикости наших предков. Напротив, говорят об их глубоком понимании человеческой природы.
Исходя из этого понимания, «детское имя» воспринималось как временное, как обозначение некого качества или как способ отпугнуть нечистую силу и не более того. Если родители очень хотели появления на свет наследника, то его могли назвать «Ждан», а третьего ребёнка «Третьяк». Темноволосый малыш становился «Чернышом», чудесно появившийся у бездетной пары – «Богданом» (Богом данным), а родившуюся раньше срока, слабую девочку, для того чтобы обмануть смерть, могли прозвать «Мара» (смерть). Поэтому никому и в голову не могло прийти спросить ребёнка «как твоё имя?». Вместо этого говорили «ты чей (из какого рода)?». Для человека Культуры этого было достаточно, так как он прекрасно знал, что ребёнок не имеет своей судьбы и вся его жизнь определяется родителями. То есть для стороннего человека «детское имя» не было даже полноценным способом идентификации, так как говорило лишь о каком-то одном свойстве, но не о самом его носителе. Гораздо информативнее было знание о том, чьим сыном или дочерью является встреченное чадо.
Таким образом, «детское имя» на самом деле представляло собой прозвище и не имело судьбоносного значения. Более того, к нему и относились как к прозвищу, как к временному обозначению, от которого можно отказаться, после того как оно выполнит свою главную задачу – уберечь и правильно подвести ребёнка к совершеннолетию, рубежу, когда он начнёт постепенно превращаться в человека.
Когда ребёнку исполнялось 12 лет (этот возраст варьируется у разных народов), для него начинался новый этап в жизни, отправной точкой которого был обряд имянаречения. Как правило, он проходил у реки или у озера, так как считалось, что вода помогала очистить тело и душу перед перерождением, происходящим при получении нового «взрослого (постоянного) имени» (в некоторых традициях для этих целей использовался огонь печи или костра). Кроме того, огонь или вода служили для символического уничтожения или стирания временного детского прозвища, выполнившего свою задачу.

«Взрослое имя», в отличие от прозвища, давалось уже не родителями, а Родом (через посредничество жреца, старейшины или иного сведущего человека), а потому несло в себе не пожелания земных отца и матери «расти большим и здоровым», а позволяло человеку полноправно войти в социум, решать задачи рода или народа. Это была уже не кличка, а настоящее человеческое имя: «Борислав», «Вратислав», «Родамысл», «Святобор», «Ярополк», «Велеслава», «Дружана», «Яромила»… Поэтому получившие его юноша или девушка воспринимались уже как полноценные представители общины, а, значит, несли полную ответственность за свои деяния и поступки, как и положено взрослому человеку, имевшему своё предназначение, свою судьбу. Можно сказать, что получение имени было равнозначно обретению статуса человека в полном смысле слова.

Читать так же:

Имянаречение. Немного истории

Имянаречение. Взрослые люди с детскими именами

Как называть ребенка после того, как он получил имя. Часть 1

Переименование: быть или казаться

Имя и смена эпох

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.