Человек и его имя

Дата добавления: 09.02.2015, 00:00:00

Выбор имени для ребёнка – одно из самых волнительных и интересных событий, не уступающее по важности самому факту появления на свет нового человека. Некоторые родители точно знают, как назвать сына или дочь ещё до зачатия. Другие перебирают различные варианты в течение всех девяти месяцев беременности. Третьи выбирают имя только после появления малыша.

Законы ряда стран обязывают родителей называть ребенка прямо в роддоме сразу после рождения. Нам повезло больше – у россиян есть 30 дней на то, чтобы получше узнать своего малыша и определиться с именем. Но в любом случае, в течение этого срока родители обязаны зарегистрировать ребенка в ЗАГСе. Поэтому, остановить выбор на каком-то конкретном имени всё-таки придётся.

И вот здесь у нас, как у специалистов, возникает вопрос: задумывались ли вы когда-нибудь о том, насколько высока ценность имени? Насколько вообще значимо это короткое слово?

Наши с вами предки знали ответ на этот вопрос давным давно: имя – главное, что определяет судьбу человека! Неслучайно, в древности ему соответствовало слово «нарок» (то есть то, что наделяет роком, судьбой). От него, считали они, во многом зависит сложится ли судьба человека счастливо, пройдёт ли он свой жизненный путь легко или постоянно будет сталкиваться с трудностями.

Те, кто в этом месте скажут, что здесь важны многие моменты: семья, воспитание, окружающие люди, образование и т.д., безусловно, правы. Но имя – это ключ! Это то, что будет определять как станут воспитывать малыша родители, с какими людьми и как он предпочтёт общаться, какое занятие себе выберет и многое, многое другое. Иначе говоря, имя – это своего рода пароль, открывающий конкретную дверь, за которой начинает разворачиваться мир носителя данного имени.
Знание об этом сохранила народная мудрость практически всех традиционных культур. К примеру, древние египтяне утверждали, что безымянное существо не могло быть представлено богам, ибо ничто реальное не может быть безымянным. Человек без нарока, находился в худшем положении, чем просто неодушевленный предмет, ибо даже у вещей есть имя. О глубокой связи между именем и его носителем говорится в знаменитой египетской «Книге мёртвых», где рассказывается о том, как Душа в своём путешествии по загробному миру оказывается перед запертой дверью. «Мы не пропустим тебя, - говорят её запоры, - пока ты не скажешь нашего имени». «Я не пропущу тебя, - говорит левый устой двери, - пока ты не скажешь моего имени». То же говорит правый устой, и усопший называет каждую части двери. «Я не пропущу тебя через себя, - говорит порог, - пока ты не скажешь моё имя». «Я не открою тебе, - говорит замок двери, - пока ты не скажешь моего имени». То же говорят петли, косяки и пол. И только если Душа произносит правильные имена, дверь, со словами: «Ты знаешь меня, проходи», открывается.
Жители острова Мадагаскар говорят, что имя – ключ к Душе и Духу человека, внешнее видимое проявление его существа, личности. Это «плоть от плоти, корень человека». Малагасийцы убеждены, что в этом волшебном слове живёт судьба. «Имя никогда не поддаётся тлену», – утверждает местная пословица. И практически тоже самое сказано в индийских «Упанишадах»: «Когда умирает человек, то что не оставляет его? - имя. Поистине имя - бесконечно... с его помощью обретается бесконечный мир». Возможно, поэтому некоторые эскимосы на старости лет выбирают себе новый нарок, надеясь с его помощью обрести новые силы.
Ценность и значимость собственного нарока была такова, что в большинстве культур люди опасались называть кому-то своё «подлинное» имя: а вдруг недоброжелатель, узнав его, обретёт над тобой власть, испортит судьбу и твою, и твоего рода?
Строго оберегалось личное имя в Древнем Египте. Египтяне носили «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным, а потому хранилось в тайне и произносилось лишь во время обрядов. Более того, имя и его носитель составляли одно целое, что отражено в одном из сюжетов египетской мифологии: Изиде удалось узнать имя бога Ра, только вскрыв ему грудь.
Североамериканские индейцы также относятся к нароку чрезвычайно трепетно: не как к ярлыку, но как к самостоятельной части своего тела и верят, что от дурного обращения с именем проистекает не меньший вред, чем от раны, нанесённой какому-нибудь телесному органу.
Представители племени толампу на острове Целебес считают, что, записав имя человека, другой человек может унести и его Душу. А у народов Центральной Австралии каждый мужчина, женщина и ребёнок, кроме нарока повседневного использования, имеет тайное или священное имя, которое присваивается ему старейшинами сразу же или вскоре после рождения. Оно известно только членам групп, имеющим полное посвящение и упоминается лишь в наиболее торжественных случаях - произнесение его при людях из другого клана расценивается как серьёзное нарушение племенного этикета (в нашем понимании, к нему можно приравнять разве что случаи самого вопиющего «оскорбления чувств верующих»). Во всяком случае такое имя произносится только шёпотом и лишь после того, как приняты все меры предосторожности, чтобы никто из посторонних не смог его подслушать.
Два нарока получает и ребёнок из касты брахманов в Индии. Один для повседневного использования, а второй – тайный, известный только его отцу и матери и произносимый только при совершении обрядов.
Сходные представления бытовали и у славян. Во многих родах сразу после рождения отец показывал ребёнка солнцу, после чего давал «детское имя». Только по достижение 12 летнего возраста подростка нарекали (то есть «наделяли Роком») «взрослым именем» и лишь с этого момента считали его взрослым человеком.
Интересный обычай существует у индейского племени квакиутль. Если кто-то берёт у индейца что-то взаймы, то оставляет в качестве залога своё имя. Обращаются к нему с этого момента жестами или окриками. И до тех пор, пока долг не будет возвращён, должник остаётся без нарока и теряет всякую дееспособность.
Словом, в древности прекрасно понимали, что имя — это судьба и если дать ребенку «не тот» нарок, то у него уже никогда не будет ладной и гармоничной судьбы. А для того чтобы достичь какой-либо цели ему понадобиться прилагать несравненно больше усилий, чем тому, кто назван правильно.

Читать так же:

Имянаречение. Немного истории

Имянаречение. Взрослые люди с детскими именами

Как называть ребенка после того, как он получил имя. Часть 1

Переименование: быть или казаться

Имя и смена эпох

Добавить сообщение
* Поля обязательные для заполнения.